Мне хочется сказать несколько слов в защиту олимпийского огня, олимпийского факела, олимпийской эстафеты, факелоносцев, сопровождающих их лиц – и вообще Олимпиады как таковой. Сами они ни в чем не виноваты. И Олимпиада – это не бесовская забава, придуманная кэгэбэшниками. Олимпиада – это праздник. Олимпиада – это здорово. И те, кто ставят знак равенства между Играми, огнем, факелом, эстафетой и воровством, все-таки подменяют понятия. Пила – не инструмент мошенничества. Инструментом мошенничества ее делает жулик и коррупционер, а сама по себе пила – штука прекрасная и полезная в хозяйстве.
Но с Олимпиадой и ее символами вышла у нас повсеместная фигня. Меня чрезвычайно впечатлили подробности олимпийской эстафеты в Саратове. Городу как назло в этот момент не повезло. Масштабное потепление и могучие осадки вкупе с безобразной системой канализации превратили город в реку, в болото и тому подобное. Но местное высокое начальство решило, что родина господина Володина не может ударить в грязь лицом ни в переносном, ни тем более в прямом смысле. И понеслась родимая!
Помимо внедрения повсеместной практики драпировки баннерами и красивыми картинками дырявых заборов, покосившихся зданий и неживописных пейзажей в городе по пути следования эстафеты с хорошим территориальным запасом тотально ликвидировали мусорные контейнеры! И мусор выкидывать стало некуда. А чтобы народ не бросал его в привычных местах, вместо контейнеров поставили аккурат по полицейскому!
А поскольку в стране у нас как-никак идет борьба с терроризмом, то вдобавок еще и канализационные люки заварили. Что тоже замечательно, не побоюсь этого слова, коррелировалось с затоплением города январскими вешними водами. А чтобы в этом бедламе создать праздничную атмосферу, саратовское чиновничество применило выборные технологии! То есть с разнарядкой по предприятиям, школам и вузам. С «каруселями», когда одних и тех же людей перевозили автобусами с места на место вслед за факелом. То-то, наверное, эстафетчики удивлялись, что саратовцы все на одно лицо.
Были, конечно, и такие, кто не пошел на эстафету, но в сети уже есть несколько впечатляющих рассказов родителей о том, как их детям теперь грозят исключением из школы за то, что они посмели не пойти на эстафету олимпийского огня.
Добавим сюда ярких примеров того, как журналистам не давали освещать всю эту галиматью, и получим совершенную картину клинического идиотизма. На родине господина Володина проделали ровно то же самое, что господин Володин проделывает в масштабах всей страны. Так сказать, опыт малой родины распространяет на родину большую.
Мне жутко обидно. Я, как известно читателям «ЕЖа», преданный поклонник всякого спорта, и, конечно, для меня было большой радостью, что Олимпиада пройдет в моей стране. И я всем, кому мог, говорил, что не надо Олимпиаду всячески обсмеивать, вставлять ей в колеса палки и ждать с восторгом всемирного бойкота, а надо по возможности приложить все силы, чтобы это, безусловно, важнейшее событие прошло в нашей стране достойно, по-человечески. Чтобы за нее не было стыдно не из-за пропаганды, а в простом и понятном смысле – когда тебе не стыдно за сделанное тобой.
Но у тех, кто нами управляет, есть все-таки удивительная способность все опошлить и испоганить. И чем масштабнее мероприятие, нем необъятнее позор, с которым оно проходит.
И ведь идея эстафеты была изначально очень хороша. Побывать во всех уголках страны, во всех ее знаменитых, «знаковых» местах. Но вместо этого получилась какая-то нескончаемая тягомотина. С непрерывно гаснущими факелами, счет которых давно пошел на десятки. С повсеместной, не знающей исключений стройкой «потемкинских деревень».
Люди, скорее всего, и так пришли бы посмотреть на эстафету, но их стали сгонять, прессовать, наказывать, и ничего, кроме омерзения, у них это вызвать уже не могло. До сих пор только жители Сочи стонали от Олимпиады и проклинали все на свете, но теперь эстафета прошла буквально по всей стране, и чувство стыда могли испытать уже в любом уголке необъятного отечества. Замечательный пример того, как результат оказался прямо противоположен поставленной задаче. Кака отличная идея превратилась в свое полностью извращенное отражение.
И непонятно, кому все это надо, кроме начальства. И даже непонятно, для чего пошлость такого масштаба нужна местным властям. Которые словно опасаются, как бы к ним не приехал внезапно с проверкой сам Путин!
В общем, чувство от этого действа тягостное, и хочется, чтобы как-то все поскорее началось и так же поскорее закончилось. А как болельщику мне обидно вдвойне. Потому что Олимпиада – это здорово. Но готовимся мы к ней скверно. А когда получим право на следующую – бог весть. Можно и не дожить.
Фото ИТАР-ТАСС/ Денис Юлин