Украина
22 ноября 2024 г.
Крымский выбор Путина
12 МАРТА 2014, ЛЕОНИД МОЙЖЕС

ИТАР-ТАСС

Шестого марта парламент Крыма единогласным решением превратил и без того не обделённый вниманием полуостров в бесспорную примадонну на геополитической сцене. Решение народных избранников о вхождении автономии в состав России, которое референдум должен «закрепить», чтобы это ни значило, прозвучало строго и однозначно, особенно на фоне несколько растерянных заявлений Киева и Брюсселя. Все с возрастающей тревогой обратили взоры к Москве — последнему немаловажному герою этой драмы — и застыли в ожидании. Верный себе Владимир Путин ограничился совещанием с членами Совета безопасности РФ, результаты которого не были оглашены. Неловкое молчание, судя по всему, продлится до 16 марта.

Неловкость связана и с тем, что мало у кого есть сомнения в том, кто именно режиссировал обращением парламентариев. Единогласное голосование уже наводит на мысли о как минимум процедурных нарушениях. А если вспомнить, что любители российского камуфляжа из «сил самообороны русскоязычного населения Крыма» до сих пор держат оборону в здании, где это решение принималось, то складывается совсем неприглядная картина. Не улучшает ситуацию и дата закрепительного референдума — даже отбросив в сторону обычную на постсоветском пространстве электоральную магию, приходится признать: и самый честный коллектив на свете просто не в состоянии организовать нормальное волеизъявление в регионе с населением почти 2 миллиона человек за 10 дней. В общем, особой интриги со стороны Крыма пока не видно.

Зато тайну нагнетает Кремль, так и не высказавшийся о том, возьмёт ли под своё крыло блудный полуостров или оставит его наедине с дичающими «бендеровцами». И в то время как многие в России уже мрачно отметили успех ещё одного «плана Путина» и, соответственно, очередную победу России, уверенность в том, что этим летом в Ялту можно будет съездить без загранпаспорта, кажется преждевременной. Если отбросить дипломатический этикет, то после референдума, на котором за присоединение к России проголосует процентов 90, если не все 146, перед Путиным встанет простой вопрос: брать или не брать. Но ответ на него кажется очевидным, только если не принимать во внимание вопрос номер два — а что потом?

Присоединив Крым к России, верховный главнокомандующий, несомненно, получит краткосрочную вспышку патриотизма — а также громадную головную боль. Небольшой дотационный регион сам по себе большого интереса не представляет, зато последствия от такого блестящего завоевания могут быть самые неприятные. Во-первых, пресловутые санкции Запада — какими бы скромными они ни были — это не повод для радости. А если США и ЕС, наконец, устанут от всего этого цирка, то их действия могут быть и откровенно гибельными для главы государства, что можно увидеть на примере Ирана. Во-вторых, уже сейчас очевидно, насколько прецедент такой «защиты» нервирует Казахстан — в сущности, единственную страну, которая является нашим союзником и при этом сохраняет какую-то самостоятельность. Опасения по поводу того, что плавучий музейный комплекс, занимающий севастопольскую бухту, будет изгнан оттуда новыми властями Украины, также не выглядят оправданными — Киев сейчас не в том экономическом положении, чтобы расторгать какие-либо договорённости. И самое неприятное — как и любой наркотик, агрессивный патриотизм подразумевает не только краткосрочную эйфорию, но и чрезвычайно неприятные последствия, в народе известные как «отходняк». Раззадоренные граждане, уже привыкшие к своей роли защитников славян, будут вынуждены вернуться к скучным работам, беспросветной коррупции, ужасному ЖКХ и наползающему, как ледник, кризису, который пусть немного, но ускорит необходимость вбрасывания в Крым миллиарда-другого в год. Конечно, ответная реакция Запада позволит какое-то время поддерживать народ в состоянии необходимого напряжения, но очень уж этот путь рискован: не дай Бог, кто-нибудь действительно попытается что-то сделать. А второй раз фокус с защитой населения не пройдёт — действительно, не вводить же войска в Прибалтику или Приднестровье? При кажущемся сходстве эти страны всё-таки полноправные члены ЕС, и тут уж одним диагнозом отделаться не получится. Да и политическая ситуация там, скажем прямо, постабильнее, чем на Украине.

А что будет в случае отказа? На первый взгляд ничего хорошего: общее разочарование, недовольство и обвинения Путина в слабости. Но те, кто считает, что наша пропаганда будто бы сделала Владимира Владимировича заложником патриотической истерии, недооценивает её, пропаганды, эффективность, а также гибкость человеческого мышления. Достаточно посмотреть на обилие не просто лжи, но противоречий в том, как российские СМИ и политики изображают происходящее на Украине, чтобы понять — память в данном деле не главное, главное — громко кричать. А это у нас умеют. Словно романтический герой, отступивший перед презренной толпой, но не сломленный ею, Путин признает коллективное давление мировой общественности и сдаст назад, не забыв создать необходимую шумиху вокруг того, что США и ЕС фактически ущемляют право людей на самоопределение. После чего начнётся парад петиций, маршей в поддержку, маршей против, переговоров, взаимных оскорблений и всего того, из чего Киселёв и Ко смогут годами делать шоу, способное отвлечь народ от неприглядной действительности.

Самое любопытное в этом сценарии, что все будут как бы довольны. Украина сохранит свою территориальную целостность, и новое правительство не начнёт свою карьеру с крупнейшего внешнеполитического поражения страны за всю её новейшую историю. Россия получит бесконечный источник, настоящий фонтан новых информационных поводов — каждая побитая собака в Крыму, не говоря уже о чём-то более серьёзном, будет преподноситься как неудача украинских властей и крах европейской дипломатии. Евросоюз сможет вернуться в естественную для него среду вялых корректных переговоров, инспекций и поиска компромиссов, выставив себя победителем, о чём 99% российского общества не узнают никогда. Китай удостоверится в том, что Россия по-прежнему верна принципу «территориальная целостность любой ценой» и создавать прецедент, за которой потом могут ухватиться беспокойные тибетцы, не намерена.

Недовольны будут граждане Крыма, реальные и виртуальные, голосовавшие за присоединение полуострова к России, но мы с вами хорошо знаем, насколько для Владимира Владимировича важно мнение русскоязычного населения Украины, России, США или Новой Гвинеи. Если уж совсем разбушуются — всегда можно будет игриво намекнуть, что «может быть, всё-таки», в очередной раз накалив ситуацию, чтобы потом опять сбросить пар, заявив о приверженности России международным договорённостям. Во многом этот подход напоминает то, что в меньшем масштабе пытался провернуть зимой в Киеве Виктор Янукович, используя похищенных и арестованных сторонников Майдана как ресурс для торговли и превращая возвращение «на исходные позиции» в желаемый, положительный результат. Такая тактика, являющаяся, в сущности, терроризмом, хорошо знакома Владимиру Путину, часто и умело использующему то, что уж точно его никогда не подведёт и никуда от него не денется — репутацию злобного, мстительного и немного сумасшедшего самодура, с которым мирное сосуществование — это уже победа.


Фотография ИТАР-ТАСС / ANATOLY MALTSEV / POOL













  • Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.

  • "Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.

  • Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
В СМИ
3 МАРТА 2022
"Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.
В СМИ
1 МАРТА 2022
Главное: На центральной площади Харькова, одной из самых крупных в Европе, прозвучал мощнейший ракетный удар.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2022
Lenta.ru: Президент Зеленский снова призвал Россию к переговорам о прекращении военных действий.
В СМИ
24 ФЕВРАЛЯ 2022
«Коммерсант»: Запад угрожает Москве беспрецедентно жесткими санкциями…
В СМИ
23 ФЕВРАЛЯ 2022
УНИАН: Сейчас у границы Украины и на оккупированных территориях сосредоточено почти 200 тысяч войск РФ. На юг Беларуси и в приграничные с Украиной регионы РФ продолжают прибывать российские войска.
Поменять войну на саммит
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Отдадим должное упертости и, мягко говоря, необидчивости французского президента Эммануэля Макрона. Только что выяснилось, что Владимир Путин его кинул. Обещал в ходе личной встречи вывести войска из Белоруссии после завершения маневров 20 февраля. А позже глава минского военного ведомства сообщил, что совместная проверка войск продолжится (и войска, стало быть, останутся) по причине сложного международного положения. Но хозяин Елисейского дворца не стал в позу обиженного. Утерся и в шестой раз за последние недели позвонил Путину В.В. Результаты оказались просто фантастическими. Война, казавшаяся еще вчера совершенно неизбежной, скорее всего отложена минимум на неделю.
Прямая речь
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.
В СМИ
21 ФЕВРАЛЯ 2022
"Коммерсант": Москва и Киев обвиняют друг друга в эскалации, Париж пытается их мирить, Вашингтон трубит о неминуемой войне
В блогах
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...
Деэскалация, которой нет
17 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Москва попала в собственную ловушку. В течение месяцев она требовала от Запада выполнения невыполнимых в принципе ультиматумов, угрожая при этом некими «военно-техническими мерами». При этом, по утверждению США и других стран НАТО, происходило наращивание российских войск вокруг Украины. Москва этого не отрицала, никаких внятных разъяснений не давала и заявляла с ухмылкой, что вольна делать на своей территории что угодно и не собирается ни перед кем отчитываться. Столкнувшись с угрозой новой войны на Украине, США и их союзники по НАТО начали поставки переносных противотанковых комплексов и систем ПВО «Стингер».