Эта идея прекрасна тем, что от конкретного человека вообще ничего не требуется, кроме восторга. Гордиться нужно не плодами своего труда, не реальными достижениями, а самим фактом своего существования, своим происхождением, которое автоматически делает тебя особенным. И земли исконные нужны не для чего-то, а просто «чтобы были».
Поскольку мы закрепляем на уровне национальной идеи свою особость, то нет ничего удивительного, что весь мир против нас. Ведь особым всегда завидуют, злоумышляют против них. Они потому и объединяются, что мы сильные, а они слабые и поодиночке им с нами не совладать. Да и всем вместе не совладать тоже.
Строй, который возникнет в результате такой политики, можно назвать развитым идиотизмом. Оглянувшись вокруг, можно вроде бы сделать вывод, что идея приживается в массах. Популярность и самого вождя, и декларируемого им единства по случаю русского происхождения и собирания земель велика и растет как на дрожжах.
Но вы обратили внимание на одну любопытную особенность? Примем по умолчанию, что за присоединение Крыма у нас большинство. А против — меньшинство. Но на кургиняновский митинг птенцов гнезда Ервандыча по-прежнему свозили и сгоняли по разнарядке. И на концерт в честь объединения тоже. И флаги для вывешивания на балконы раздавали через ЖЭКи. И никаких спонтанных проявлений восторга мы не наблюдали. В то время как на «Марше мира» людей, с одной стороны, было значительно больше, чем у Кургиняна, а с другой — пришли они туда явно не по команде муниципалитета и не за деньги. Хотя они придерживаются точки зрения меньшинства. Что за странный парадокс? Где ликование-то?
И ведь не в том дело, что мы сами по себе черствые, что устраивать карнавал нам не свойственно. Вспомните события 2008 года, когда в футбол обыграли сперва шведов, а потом голландцев. На улицах всех городов были миллионы! Сами вышли, гуляли от души, ничего не сломали, были счастливы и искренни! Неужели победа в каком-то футболе важнее национальной идеи?
Не претендуя на звание инженера человеческих душ, попробую объяснить это так, как я понимаю. Ликование — это спонтанный порыв. Ощущение, что случилось то, о чем мечтали. А может, и мечтать даже боялись. Если речь идет о победе, то понимание невероятности совершенного. Ощущение того, что, вопреки могучим препонам, сделано большое дело, что победа выстрадана, что за ней стоит какая-то высшая справедливость.
Как ни смешно, к футбольной победе все это относится в куда большей степени, чем к воссоединению с Крымом. Не воевали мы за Крым. И отбили его не у настоящих врагов, а у страны-соседа, которую теперь клеймят за попустительство каким-то непонятным «бандеровцам». Психоз на телеэкране есть, но поверить в ужасы по-настоящему не получается. Ну кто боится Украины? Отношение к ней у обывателя скорее пренебрежительное. А Крым… что ж, ему вернули то, что и так принадлежало — просто числилось по недоразумению за хохлами.
Но главное, думаю, в том, что шовинизм не настолько важен в системе ценностей среднестатистического россиянина. Конечно, в нас засела эта мания величия, идущая даже не с советских времен, а с куда более ранних. Конечно, мы считаем себя великой страной, даже не утруждая себя вопросом, а в чем, собственно, состоит это величие. Цифры, факты, другие данные?
Гораздо ближе обывателю, впрочем, его собственный карман. Его желудок. Так, промежду делом, почему бы не одобрить политику Путина? Вы за присоединение Крыма? Конечно, почему бы не присоединить. И можно даже согласиться терпеть лишения и невзгоды от международной изоляции. Ведь пока-то никаких невзгод еще нет. А обещать быть героем легко.
Однако когда начнет страдать обывательское пузо, тощать кошелек, а советские времена вернутся не в виде дурацких лозунгов, а забытыми уже очередями и пустыми полками — тогда единодушия поубавится. И я вовсе не про санкции Запада говорю. А про то, что политика этого человека неизбежно приведет нас к трудным временам. Сама по себе — даже без Запада и санкций.
Рискну предположить, что и к Путину никакой особой любви нет. Народ отдает должное его крутизне, сильной руке и тому подобному. Особенно когда от них самих ничего, в общем-то, не требуется. Но это не то чувство, когда люди вопреки всему идут за человеком сами, без принуждения. И это чувство будет сохраняться до тех пор, пока Путин сможет обеспечивать относительную сытость и благополучие.
А за абстрактные идеи народ не пойдет. Мы отлично видим это сейчас. И власть это видит, раз заранее планирует свозить народ на митинги и раздавать флаги и курточки. Понимают, что впаривают суррогат! Однако надеются увлечь массы, ожидая, что впоследствии массы пойдут за ними сами.
Не знаю, как будет — поглядим. Стартовые условия слабенькие.