В России довольно плохо осознан тот факт, что если учитывать соотношение церквей и общин (более 30 тысяч) и численность населения страны (около 50 млн чел.), то Украина является одной из самых христианских стран Европы. При этом в стране наличествует не только православие самых разных юрисдикцией, католицизм и греко-католицизм, но и большое разнообразие протестантских течений. Евангельские церкви — баптисты, пятидесятники, адвентисты, евангелисты всех мастей — распределены по всей территории Украины, сильные многотысячные церкви есть как на Востоке, так и на Западе. На 1 января 2013 года в Украине зарегистрировано 9464 протестантских организаций на фоне 18 тысяч православных (в России, по данным Минюста, чуть более 20 тысяч зарегистрированных христианских общин на почти 144 млн человек).
То, что и.о. президента страны в ходе революционного кризиса стал баптистский проповедник Александр Турчинов, — предмет гордости для значительной части протестантов Украины. Для многих это символ реального равенства всех конфессий перед законом и ощутимой роли евангельского движения в общественно-политической жизни государства. Вместе со всеми другими церквами (от православных до греко-католиков) в рамках Всеукраинского совета церквей и по отдельности протестанты поддержали евроинтеграцию, новую киевскую власть, провели встречи с Турчиновым и с Яценюком.
В прессе ходит много слухов о том, к какой вере принадлежит Турчинов и является ли он баптистом и пастором. На российских каналах его уже объявили «сектантом» и харизматом-пятидесятником. На деле Турчинов является проповедником баптистской (а не харизматической) миссии «Слово жизни» на Печерске в Киеве (улица Мичурина). Пастором его называют просто для солидности. Строго говоря, по протестантскому вероучению, каждый верующий обладает священством. Однако в баптизме все более строго, чем в других церквах, и для того чтобы стать пастором, нужно получить специальное рукоположение, чего у Турчинова нет (пастор в его церквиВладимир Кунец). Как говорят очевидцы, он просто приходит и читает проповеди — добрые, с морализаторской ноткой, главным образом о нравственности. Вместе с Турчиновым церковь посещаютколлега по фракции Александр Дубовой и бывший депутат Виктор Уколов.
В отличие от многих других украинских политиков функционер партии «Батькивщина» Турчинов — спокойный, рассудительный командный игрок, верный сторонник Юлии Тимошенко. В одном из интервью он признавался, что был бы рад стать пастором. Возможно, тихие беседы о нравственности дают ему некоторую отдушину после политических баталий. Его, безусловно,нельзя назвать харизматичным лидером, но «вечно вторые» часто выходят на первый план, как это произошло, например, с вице-президентом Джонсоном после убийства Кеннеди.
Турчинов родился в 1964 году в Днепропетровске и прошел стандартный путь постсоветского функционера — от завотделом агитации и пропаганды обкома комсомола до крещения в православие во время своей работы с президентом Кучмой. Однако Турчинов не остановился — в 1999 году он перешел в баптистскую веру, по его словам, уже более сознательно. Вряд ли это было политическое решение, особенно в конце 1990-х годов. Сам Турчинов рассказывает об этом так: «Общение в их среде (баптистской — ред.) позволило мне увидеть разницу между теми, у кого правильные слова очень часто расходятся с делами, и теми, у кого Бог и вера — на первом месте, а все остальное — дело второстепенное. Я все больше интересовался такими конфессиями, где культовая составляющая не самая важная, а сердце может раскрыться в прямом общении с Богом» («Вера и жизнь», №1, 2001).
В отличие от православно ориентированных политиков, многие из которых бьются за идею единой и самостоятельной православной церкви Украины, Турчинов стал инициатором постоянного межрелигиозного диалога. Он — один из создателей Всеукраинского совета церквей, который ярко проявил себя в ходе нынешнего кризиса: его заявления стали выражением консолидированного мнения всех церквей, в том числе УПЦ МП, которая заняла корректную и выверенную позицию.
Именно Турчинов создавал площадку для диалога верующих с властью, чего не смог и не захотел делать Янукович.Мало кто знает, что со стороны России уже был контакт с и.о. президента Турчиновым — 2 марта состоялся телефонный разговор Турчинова и патриарха Кирилла, в рамках которого и.о. президента гарантировал соблюдение прав всех церквей и намерение вести диалог с Россией.
Александр Турчинов пытался остановитьрешение о проведении референдума в Крыму. Когда же Верховный совет Крыма принял декларацию о независимости, Турчиновзаверил, что Украина не будет пытаться силой остановить российскую оккупацию полуострова, чтобы не подставлять под удар свои восточные границы.
Турчинов евангелизирует демократический путь вполне в стиле пасторов-республиканцев США: «Мощные государства Европы и Америки сформировались и достигли своего экономического и политического расцвета, когда в политику пришли люди, исповедующие христианскую мораль и протестантскую этику. Например, для США, как и для других высокоразвитых стран, нормально, что большинство президентов — протестанты, в том числе и баптисты. Если руководители государств отступают от библейского фундамента, наступают сбои, начинаются проблемы и кризисы» (интервью «Комсомольской правде», 19.08.2009).
Протестантизм и различные евангельские течения укоренились в Украине с началом миссионерского бума 10-х-20-х годов ХХ века и с тех пор не потеряли своих позиций, хотя все советское время протестанты считались полусумасшедшими сектантами.
После «оранжевой революции» протестантизм наряду с православием стал важным элементом общественной жизни Украины. Евангельские лидеры последовательно отстаивали необходимость дальнейшей демократизации институтов государственной власти. Базовые элементы политического кредо протестантов — провозглашение окончательного отказа Украины от советского наследия в общественной жизни, твердая ориентация на европейский мир (осознание культурной и исторической связи с Европой) и принципиальная защита демократических ценностей как жизненно важных, без которых отказ от коммунизма и укрепление связи с Европой невозможны.
Пример Украины показывает не только возможности, но и подводные камни политическойактивности церквей: после и во время выборов некоторые церкви раскалываются по партийному признаку, партии и кандидаты не оправдывают надежд, ведут себя совсем не по-христиански, вынуждены сотрудничать с радикальными националистами, быть частью коррумпированной верхушки власти.
При всем при том важно понимать, что протестанты, являющиеся частью глобального евангельского содружества, отнюдь не являются «американцами» в душе, как часто принято думать. Евангельские общины в разных странах мира чрезвычайно сильно ориентированы на патриотические ценности. В России, например, протестанты в целом скорее поддерживают действия Путина (в этом смысле риск «оранжевых» настроений в среде русских церквей равен нулю, в период «оранжевой революции» в Украине протестанты России также в большинстве своем занимали государственническую позицию).
Автор — ведущий научный сотрудник Института Европы РАН
Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин