Стоит ли присмотреться к опыту Индии в борьбе с коррупцией?
В Индии только и разговоров, что о борьбе с коррупцией. Еще бы: в январе президент Пранаб Мукерджи одобрил долгожданный антикоррупционный закон — тот самый, за который несколько раз голодал посреди индийской столицы известный общественный активист Анна Хазаре. А в открывшихся на этой неделе всеобщих парламентских выборах (в Индии они продолжаются в несколько этапов с 7 апреля по 12 мая) участвует Аам аадми парти — Партия простого человека, которую создал в недавнем прошлом близкий соратник Хазаре молодой политик Арвинд Кеджривал. Пока сомнительно, что этой новой партии удастся серьезно подвинуть местных политических тяжеловесов. Но уже очевидно — противники коррупции идут в наступление. И все это благодаря закону, который удалось пробить ценой массовых выступлений и долгих усилий.
На историю индийской борьбы «против продажных чиновников» небезынтересно взглянуть и из России.
Небыстрый успех
История закона, получившего название Локпал Билль, началась задолго до «голодной» политической деятельности Хазаре, да и вообще до карьеры многих политиков и активистов сегодняшней Индии. Закон оказался принят… через 45 лет после того, как был обещан. Пресса «самой большой демократии мира» (как называют свою страну индийцы) сейчас вспоминает старую восточную поговорку: «Быстрый успех долгим не бывает». Но этот успех оказался уж очень небыстрым: первая попытка принять Локпал Билль (название можно перевести как Закон о народном заступнике или наблюдателе) была предпринята в 1968 году, а разговоры о нем начались еще раньше, году так в 1963-м.
История того, как различные правительства, начиная с кабинета Индиры Ганди, заявляли о готовности принять этот закон, но не принимали, заслуживает отдельного исследования, как грамотно утопить в бюрократической волоките любой долгожданный законопроект.
Суть закона, как следует из названия, это создание ведомства независимого «народного омбудсмена» — локпала. Он и его команда получат право проверять деятельность всех государственных чиновников, вплоть до министров, судей Верховного суда и даже, с оговорками, самого премьера. Главная сила омбудсмена — независимость: он не должен подчиняться никакому ведомству, а действовать, реагируя на жалобы или запросы граждан. Планируется, что также будут четко определены сроки расследования и вынесения приговоров по инициированным локпалом коррупционным делам — чтобы их не «заматывали» в судах.
Назначение этого «дежурного святого» (как его уже успели прозвать в некоторых СМИ) должно проходить открыто с подачи президента и с участием премьер-министра, спикера нижней палаты парламента, лидера оппозиции, юристов. Ведомство локпала должно обязательно включать законоведов, представителей кастовых и религиозных меньшинств.
Подобные органы должны появиться также на уровне штатов и территорий. Причем срок полномочий этих омбудсменов будет ограничен — чтобы бюрократия не успела их «охомутать». Словом, в Индии впервые появляется некий независимый орган, который призван бороться с коррупцией. Уже в этом году все процедуры должны быть завершены и «дежурный святой» должен приступить к своим обязанностям.
Впрочем, критиков закона уже хоть отбавляй: одни винят Локпал Билль в «беззубости», мол, надо бы еще построже, а то индийская клановая бюрократия легко «слопает» высокопоставленного борца за правду. Другие полагают, что этот закон противоречит демократии: не может назначенный, пусть и демократическим путем, омбудсмен контролировать, а значит, быть выше чиновников, избранных голосованием, например, того же премьера.
Действительно, пока не ясно, как будет работать закон и во что он выльется. Но, в любом случае, Локпал Билль — самый громкий вызов знаменитой индийской коррупции за все 66 лет независимости страны.
Голодная победа
И Индия теперь чествует тех, кто добился принятия закона. Все, конечно, вспоминают «голодающего подвижника» Хазаре. Он сделал ставку на ненасильственный протест в стиле Махатмы Ганди, но при этом настойчиво требовал разрешения проводить голодовки публично и в центре столицы — как политические митинги. Впрочем, одни публичные голодовки не объясняют, почему индийская бюрократия столько лет отбивалась от закона о борьбе с коррупцией, а теперь вдруг дала задний ход. Голодовки, конечно, голодовками, но в истории страны еще со времен Ганди столько было голодовок по разным поводам, что здесь ими трудно кого-то удивить.
«Следует выбирать реальную цель: надо выступать не против абстрактной коррупции, а за принятие жесткого закона, который нужно сначала разработать, а потом пробивать», — объяснял мне на одном из митингов активист Движения против коррупции. Напомню, что когда в 2011 году власти под давлением общественности заявили о готовности принять долгожданный закон, «команда Хазаре» тут же публично выступила с объяснениями, почему законопроект, предложенный «столичными бюрократами», не будет работать, и предложила свой. За принятие этого «жесткого варианта» и развернулась основная борьба.
При этом Хазаре намеренно не заявлял о поддержке какой-либо политической силы, он демонстративно «не за правых и не за левых» и воздерживается от ответов на сложные политические вопросы. Его лозунг один: «Мы против разъедающей страну коррупции!». И в очень пестрой, неоднородной, такой разной, но уставшей от повсеместной коррупции стране это сработало. Антикоррупционеров поддержали даже многие чиновники.
Наконец, большая заслуга в принятии Локпал Билля принадлежит так называемой команде Хазаре: группе людей, которые его окружают. В их числе есть и юристы, причем довольно известные, и политики, и даже бывшие члены Верховного суда. Именно эти профессионалы, выставив Хазаре как знамя, занимались разработкой «жесткого законопроекта».
«Неухватимый» Дядюшка
Местные обозреватели отмечают еще одну сильную сторону Дядюшки — его оказалось не за что «зацепить»: подвижник, живущий один и очень небогато. В чем его обвинишь? А власти очень хотели, перерыли всю его биографию, но ничего не нашли. Других противников коррупции власти нередко ловили на зарубежных счетах и фактах той же коррупции. А тут — увы! Некоторые проправительственные блогеры, правда, пытались заявить, что Хазаре гомосексуалист (однополая любовь в Индии уголовно наказуема), однако никто не обратил на это серьезного внимания.
На мой взгляд, самая важная заслуга Хазаре в том, что он сумел объединить две Индии, так часто в последнее время оказывающиеся по разные стороны баррикад — традиционную и современную.
Сам Хазаре очевидно традиционалист. Например, он стал инициатором полного запрета на алкоголь в своей деревне и даже призвал принять закон о публичных порках всех, кто любит «поддать лишнего». Что, скажем прямо, мало вяжется с образом гандиста, пропагандирующего ненасилие.
Тем не менее, среди его сторонников много современной молодежи. В толпе на Рамлила Майдан, поддерживавшей голодающего подвижника, я видел и студентов, и довольно смело (по индийским меркам) одетых девушек, здесь были и крестьяне в традиционных белых одеждах, и клерки из частных компаний в костюмах, и даже группа каких-то чиновников, правда, невысокого ранга. Было видно, что коррупция достала всех!
Сейчас Хазаре пока отошел в тень. Он не поддержал своего бывшего союзника Кеджривала в намерении создать политическую партию под антикоррупционными лозунгами — Анна Хазаре уверен, что все политики продажные люди. Хотя, полагаю, с интересом следит за тем, что происходит на выборах.
А индийская пресса теперь сообщает о потоках писем, направленных в адрес еще даже не созданного органа народного омбудсмена. «Можно ли ложкой вычерпать океан?» — иронизируют газеты. Но в Индии готовы попробовать…
Фотографии автора