Газовый контракт между Россией и Китаем должен был стать центральным событием путинского визита в Шанхай и продемонстрировать Европе, что Россия переориентируется в своих энергетических предпочтениях на Восток. Однако, судя по всему, он так и не был подписан ни в ходе встречи глав государств, ни позже, несмотря на уверения пресс-секретаря президента Пескова, что консультации продолжаются. Из этого можно сделать вывод, что Китай ни на какие компромиссы не пошёл и требовал назначить цену, которая для Газпрома» просто нерентабельна. Если бы была возможность подписать контракт даже с минимальной выгодой, Москва пошла бы на это, исключительно по политическим мотивам. Об этом говорит хотя бы та готовность, с которой Россия предложила освободить месторождения, откуда предполагалось поставлять газ в Китай, от налогов. То есть государство фактически отказывалось от своих доходов. Газпром из этого извлекал бы какую-то выгоду, но очевидно, что китайцы предложили такую цену, которая не была интересна даже Газпрому. Поэтому десятилетний сериал, в который превратилось подписание контракта между Россией и Китаем, так и не вылился ни во что реальное.
При этом накануне визита появилась масса сообщений, преподносивших как большую победу согласие Китая покупать газ по европейской цене. Назывались цифры в 350-360 долларов за тысячу кубометров. Но если говорить про Европу, то эта цена для Газпрома, безусловно, выгодная и позволяющая извлекать прибыль. А в случае с Китаем ситуация иная. В Европу газ поставляется с уже разработанных месторождений, где есть готовая инфраструктура и транспорт, добыча ведётся давно, поэтому дополнительные расходы невелики. И хотя «Южный поток» вряд ли когда-нибудь станет окупаемым проектом, Газпром в целом извлекает прибыль из этих поставок.
Для экспорта в Китай заявленных объёмов необходимо не только разработать два новых месторождения, но и построить газопровод из Якутии и Иркутской области. Стоимость этого газопровода в инвестиционный программе Газпрома оценивается в 1,2 триллиона рублей, а если учесть, каким образом изменяются цены на такие объекты, например, вспомнить, как строилась нефтепроводная система «Восточная Сибирь-Тихий океан», то можно ожидать, что проект реально будет дороже минимум раза в два. То есть эти самые 360 долларов станут ценой нулевой рентабельности. Если такая цена будет заложена в подписанные контракты, то Россия фактически будет поставлять газ бесплатно, за деньги, которые даны на освоение месторождений и строительство трубы. Государство от этого не получит совсем ничего. Заработали бы, отчасти, Газпром и те компании, которые контролируются друзьями Путина и обслуживают строительство трубы, а в последнее время попали под санкции. Но Китай даже такого подарка России не сделал.
Было бы совсем смешно, если бы Газпром подписал контракт, который заставит его в течение 30 лет поставлять газ в Китай в ущерб в себе. Это закончится сроком похуже того, который получила Юлия Тимошенко. Речь будет идти о прямом нарушении интересов как страны, так и акционеров компании, это просто самоубийство. Надо помнить, что Газпром всё-таки является акционерным обществом и его западные акционеры неплохо умеют считать. В случае столь убыточного контракта на следующий день котировки Газпрома рухнут так, что их будет просто не остановить.
Это — основной итог визита Путина в Китай и главный показатель того, как именно Пекин относится к «стратегическому партнёрству» с Москвой, на каких условиях там готовы оказывать ту весьма скромную моральную поддержку, которая есть на данный момент. Впрочем, говорить, что Китай целиком и полностью разделяет российские подходы к Украине, довольно странно, потому что даже в ООН он не голосовал так, как хотела бы Россия. В результате все разговоры об «историческом визите Путина в Шанхай» так и остались разговорами, вояж оказался абсолютно провальным и вылился в совершенный пшик. Газпром по-прежнему «привязан» к европейскому рынку.
Контракты, которые всё-таки заключены с Китаем, это, например, контракт с «Роснефтью». Но она уже давно заключила долгосрочный и фактически кабальный контракт, в соответствии с которым нефть поставляется в Китай с минимальной рентабельностью. Однако полученный в свое время аванс позволил компании скупить активы ЮКОСа и построить трубу, превратив «Роснефть» из никому не интересной компании, которой она была в 2003 году, в то, чем она стала сейчас. Государство от этого не выиграло ничего, пользу из сделки извлёк только Игорь Сечин, возглавивший суперкомпанию.
На фото: Китай. Шанхай. 20 мая. Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин (слева направо) во время церемонии официальной встречи в государственной резиденции "Сицзяо".
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель