Главным итогом бразильского саммита стран БРИКС стало создание двух финансовых структур – Нового банка развития и Пула условных валютных резервов стран БРИКС. Фактически речь идет об альтернативных структурах, аналогичных Всемирному банку и МВФ. Решение о создании параллельных институтов было принято после неудачных попыток крупных развивающихся стран во главе с Китаем реформировать МВФ и перераспределить квоты и голоса в Фонде в соответствии с долей, которую те или иные страны занимают в мировой экономике. Одно время звучали предложения превратить Фонд в кредитора последней инстанции, «Центробанк Центробанков», готовый предоставлять финансирование странам, в том числе и развитым, исчерпавшим остальные возможности, предоставить МВФ право эмитировать «мировую валюту», которая должна была положить конец монополии доллара. Однако амбициозная реформа так и не была осуществлена. Попытки серьезного перераспределения квот, без которого МВФ не представляет большого интереса ни для Китая, ни для других участников БРИКС, блокируются США. Поэтому Фонд, роль которого, в свете европейского долгового кризиса, серьезно выросла, все же остается не более чем одним из стабилизационных механизмов в мировой финансовой архитектуре. А поскольку деятельность МВФ практически полностью контролируется США, что не устраивает страны БРИКС, последние решили приступить к созданию собственных институтов.
Если говорить о Пуле условных валютных резервов, возможности его, равно как и функции, по сравнению с МВФ, довольно скромные. Размер Пула составит 100 миллиардов долларов, из которых вклад Китая – 41 миллиард, Россия, Индия и Бразилия внесут по 18 миллиардов, а ЮАР – 5 миллиардов. Вносить, правда, никто ничего не будет. Как пояснила глава Банка России Эльвира Набиуллина, деньги останутся в составе золотовалютных резервов стран-участниц и будут выделяться лишь в случае, если той или иной стране потребуется экстренная финансовая помощь. При этом Китай сможет получить до половины своего взноса, Бразилия, Индия и Россия – до 100% взноса, а ЮАР – вдвое больше, чем внесла (до 10 миллиардов).
Создание дополнительного стабилизационного механизма в мировой финансовой системе, способного противостоять спекулятивным атакам на ту или иную страну, предоставлять экстренную помощь, необходимую для предотвращения серьезных кризисов – дело нужное и правильное. Российские власти пока уверяют, что пользоваться Пулом не собираются – своих международных резервов достаточно. Однако в случае введения секторальных санкций со стороны США ситуация может измениться. По словам Набиуллиной, помощь Пул будет предоставлять в двух случаях: когда возникает давление на платежный баланс страны либо дефицит ликвидности, например, в случае резкого оттока капитала. Проблема заключается в том, что созданный механизм хорош и достаточен, когда речь идет о внезапных финансовых катаклизмах, которые носят краткосрочный спекулятивный характер. Что же касается России, отток капитала тут за последние пять лет принял системный характер. А учитывая, что только за первый квартал этого года из страны утекло около 80 миллиардов долларов, 18-ти миллиардов, которые Россия имеет право получить от Пула, хватит от силы на две-три недели.
Что же касается проблем, которые будут носить глобальный характер и затронут экономики всех развивающихся стран, включая Китай, об эффективности Пула условных валютных резервов и вовсе говорить нечего. Например, если США начнут более активно сокращать программу количественного смягчения и ужесточать денежно-кредитную политику, отток средств с развивающихся рынков может многократно превысить размеры Пула.
Зато этот институт можно активно использовать в отношении более мелких развивающихся стран, для которых 5-10 миллиардов долларов – суммы, способные кардинально изменить экономическую ситуацию. И в этом случает новая структура может стать не только стабилизационным механизмом, но и инструментом политического влияния стран БРИКС. Однако произойдет это лишь в том случае, если к Пулу присоединятся другие страны.
Схожая ситуация и с Новым банком развития. Объявленный капитал НБР составит 100 миллиардов долларов, из который реально оплачено будет 10 миллиардов (по 2 миллиарда внесет каждая из стран-участниц). Оставшиеся деньги НБР получит в виде госгарантий. Штаб-квартира Банка расположится в Шанхае, а первым его главой станет представитель Индии. Подобно Всемирному банку, НРБ станет финансировать инфраструктурные проекты, которые будут реализовываться компаниями стран БРИКС.
На фото: Бразилия. Форталеза. 15 июля. Президент России Владимир Путин, премьер-министр Индии Нарендра Моди, президент Бразилии Дилма Роуссефф и президент Южно-Африканской Республики (ЮАР) Джейкоб Зума (слева направо) во время саммита БРИКС.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель