Акционеры отсудили у России $50 млрд. Впереди охота на активы
После многочисленных корректировок конечная сумма иска акционеров группы МЕНАТЕП (держатель основного пакета — Леонид Невзлин) к Российской Федерации составляла 114 миллиардов долларов. В основе претензий утверждение истцов, что крупнейший актив компании — «Юганскнефтегаз» — был фактически экспроприирован государством, а затем продан на фиктивном аукционе. Слушанья в Гаагском третейском суде длились почти десять лет. В течение всего этого времени сумма иска неизменно росла. (Бывшие акционеры ЮКОСа, подсчитывая свои убытки и недополученную прибыль, каждый раз учитывали рост цен на нефть.)
По утверждению газеты «Коммерсантъ», конечное решение было принято еще 18 июля. У России есть 10 дней на то, чтобы оспорить его в одном из судов Нидерландов. Если апелляция не будет удовлетворена (или подана), России обязана выплатить все деньги до 15 января следующего года. (Солидный срок на удовлетворение иска обусловлен огромной суммой долга.) С этого же числа, в случае если деньги к тому моменту не поступят на счета истцов в полном объеме, на всю сумму иска начнут начисляться проценты. Говоря языком и истцов, и ответчиков этого беспрецедентного процесса, при таком развитии событий Россия будет «поставлена на счетчик»…
Впрочем, уже и сегодня нетрудно предсказать, что до 15 января Россия не заплатит ни копейки, ни цента. Вообще такая практика — сразу платить по долгам, начисленным международными судебными органами — не в ходу у нынешних руководителей нашей Федерации. Достаточно вспомнить историю со швейцарской фирмой «Нога», которая на протяжении многих лет пыталась взыскать с России суммы на порядки меньшие, и в итоге ее представители были вынуждены гоняться за российскими активами по всему миру. Тогда многие обозреватели отмечали, что инциденты, когда твои художественные выставки или учебные исторические парусники арестовываются в обеспечение судебных решений, крайне негативно сказываются на имидже страны, подрывают ее международную репутацию. Но сегодня дело с репутацией России как государства и важного субъекта международных отношений обстоит таким образом, что вряд ли данные соображения будут приняты в расчет. Нашей репутации уже ничто повредить не может. Что же касается экономических последствий от возможного ареста разнообразных государственных активов, которые предстоит отлавливать на Западе бывшим акционерам ЮКОСА, то на фоне скорых всеобъемлющих секторальных санкций они не выглядят судьбоносными. Хотя, разумеется, 50 миллиардов долларов — сумма огромная. Вот только выскрести ее будет, ох, как непросто.
Старые картежники говаривали: выиграть деньги мало, надо их еще получить…
Фото Федора Савинцева (ИТАР-ТАСС)