Уже десять лет в России в конце августа отмечается День милосердия и благотворительности. Но на этот раз празднование, инициированное Русской православной церковью, прошло на удивление тихо: ни масштабных акций, ни информационных вбросов, ни запоминающихся событий. Официальный сайт РПЦ МП и другие раскрученные церковные ресурсы не откликнулись на круглую дату. Разве что духовник службы «Милосердие» епископ Пантелеимон (Шатов) собрал добровольцев на традиционную встречу.
Современная церковная благотворительность имеет разные формы: помощь заключенным в тюрьмах, частные пожертвования школам и приютам, раздача еды и одежды малоимущим. Церковный отдел по благотворительности курирует более 20 социальных проектов, и в этом деле ему помогают более 4000 человек. На портале «Милосердие. Ру» можно найти информацию о самых разных видах помощи.
И все-таки размах ее мог бы быть гораздо шире, если бы внутри церковной ограды действительно восторжествовал принцип соборности, позволивший дать ход многим инициативам мирян. Но внутрицерковные процессы, чем-то напоминающие процессы политические, этому не способствуют. Топ-менеджеры подмяли под себя буквально все, и различные церковно-олигархические кланы тянут одеяло на себя, не очень заботясь о перспективе.
Конечно, внутри российского христианства есть немало тех, кто не ждет у моря погоды и, объединившись, пытается сам что-то изменить в окружающей жизни. Примечательно, что такие объединения имеют экуменический окрас.
К ним относится, например, Фонд помощи тяжелобольным и обездоленным детям. Многие сотрудники Фонда — члены общины храма Покрова Пресвятой Богородицы, духовником которой долгие годы был известный московский священник-экуменист Георгий Чистяков. Община существует при Российской детской клинической больнице и оказывает посильную помощь детям: сдают донорскую кровь, организуют концерты, ищут деньги на протезы, на лекарства.
Многие лекарства, как известно, стоят бешеных денег. И родителям тяжелобольного ребенка их просто негде взять. Остается слабая надежда на «гуманитарку», на случайных спонсоров. Но ведь и с «гуманитаркой», и со спонсорством, как показал в ряде недавних заметок в «ЕЖе» Валерий Панюшкин, ой как не просто. Вот и теплится деятельность общины, но отнюдь не развивается, не растет.
То же самое можно сказать и о деятельности Фонда христианского просвещения и милосердия имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Его добровольные сотрудники многие годы помогают бедным, посещают дома ребенка, больницы. Руководитель фонда Сергей Матвеев организовал специальную Школу добровольцев милосердия. «Людей, готовых посвятить себя служению ближним, в нашей стране немало, — говорит Сергей Ильич. — Но им не всегда хватает специальных знаний. Поэтому мы и организовали двухгодичные курсы. Слушателя, совершенно бесплатно, знакомятся с законодательной базой благотворительности, основами патронажа, историей и опытом работы благотворительных организаций. В программе курса как лекционные, так и практические занятия, а также тренинги, овладение навыками работы с группой как инструментом психологической помощи».
Однако желающих прослушать курсы с каждым годом становится все меньше, в прошлом году их набралось что-то пять или шесть человек. Да и с самим хождениям по детским домам и больницам появились трудности чисто бюрократического характера. Не нужны чиновникам добровольцы. И они ставят одну рогатку за другой.
Да что там говорить о деятельности какой-то неизвестной некоммерческой организации, если даже официальным представителям Московской патриархии приходится отступать перед чиновничьим произволом. Достаточно вспомнить зимний скандал, когда добровольцам епископа Пантелеимона московские власти запретили кормить бомжей.
Чиновники всех уровней донельзя забюрократизировали благотворительность. И, похоже, не знаю уж, сознательно или нет, отсекают от нее «слабых бедных». «Слабые бедные» — это те, кто совсем не может постоять за себя, вроде бомжей и детей. «Слабые бедные» не ходят на выборы и не представляют для властей предержащих электорального интереса. Они не в состоянии собрать нужных справок, чтобы получать социальное пособие. Или, например, пособие по безработице.
Но наряду с ними существуют и «сильные бедные», которые достаточно активны, ходят на выборы, способны постоять за себя, как сделали это, скажем, пенсионеры, когда власть попыталась монетизировать социальные льготы.
С этими людьми управленцам приходится считаться, поскольку они входят в ядерный электорат. Их пытаются приручить, превратить в «добрых бедных». Делается это при помощи благотворительных вливаний. Скажем, в Москве существует региональная благотворительная организация «Берегиня», имеющая, очевидно, выход на властные структуры. Она помогает многодетным семьям. И не только продуктами, но и такими дорогими вещами, как холодильник, электрическая плита или стиральная машина. При случае ее сотрудники напоминают, что помощь осуществляется благодаря кандидату в Мосгордуму имя рек от «Единой России». Ну, как после этого не пойти и не поддержать «родного человечка»?
Нет, не подумайте, что я осуждаю. «Берегиня» делает свое полезное дело, пусть и с политическим подтекстом. Главное, что помощь реально оказывается. Но речь-то о другом — о «слабых бедных». Они остаются вызовом нашей совести. К счастью, есть организации, которые не отмахиваются от таких людей, координируют помощь жертвователей. И неплохо бы всем, в том числе и власти, понять, что без подобных организаций социальное напряжение усилится. Помощь «слабым бедным» так же необходима, как помощь «сильным бедным»: не нужно гонять тех, кто кормит бомжей, не нужно мешать тому, кто приходит с подарками в дом ребенка.
Рассказ о благотворительных проектах в России может длиться бесконечно, ибо, увы, нескончаем поток страданий и бед, нас окружающих. Трудно даже представить, какому числу людей в данную минуту требуется конкретная, срочная помощь — помощь, которую зачастую может оказать любой из нас.
На фото: Россия. Ростовская область. 26 января. Воспитанники детского приюта при храме Святой Великомученицы Параскевы во время обеда в трапезной.
Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин