Президент Украины Петр Порошенко внес в Верховную раду законопроект, который определяет на три года особый статус Луганской и Донецкой областей, контролируемых отчасти сепаратистами. Документ вводит на этих территориях «особый порядок местного самоуправления». Кроме того, объявлена амнистия для всех участников конфликта за исключением совершивших особо тяжкие преступления. Решение об особом статусе было одобрено всеми сторонами конфликта в Минске.
Государство также гарантирует «недопущение уголовного преследования, привлечения к криминальной, административной ответственности и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой, Луганской областей… Запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, которые имели место в Донецкой, Луганской областях». Законопроект также рекомендует провести 9 ноября 2014 года на территориях с особым статусом внеочередные местные выборы. Кроме того, вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предполагает участие органов местного самоуправления. Право использовать русский или любой другой язык «гарантируется государством» «в общественной и частной жизни». Также гарантируется «изучение и поддержка русского и любого другого языка, их свободное развитие и равноправие».
Законопроект вводит «отличное от общего экономического режима осуществление хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленное на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры».Районы с особым статусом могут «усиливать и углублять добрососедские отношения» с «административно-территориальными единицами Российской Федерации».
Наконец, законопроект предполагает создание «народной милиции» из местных жителей, которая будет подчиняться местным властям Донбасса. То есть законопроект очевидным образом пытается продвинуть мирный план Петра Порошенко.
Проблема, однако, в том, что через несколько дней после подписания минского протокола сепаратисты дали свою интерпретацию достигнутых соглашений. «Донецкая народная республика» выпустила постановление, согласно которому руководство ДНР в своих решениях прежде всего должно исходить из независимого статуса своей территории. (ЕЖ)
«Предложенный Порошенко закон руководство Донецкой и Луганской республик явно не устроит. Во-первых, они хотят, чтобы территории областей находились под их контролем целиком. Речь идёт и о Славянске, и о Мариуполе, и о Северодонецке, и об Артёмовске, причём, например, Мариуполь — второй по величине город в Донецкой области и важный экономический центр, который Киевсобирается удерживать, и понятно, что без войны они его не отдадут.
Кроме того, сепаратистам не нравится пункт о том, что они останутся в составе Украины. Они хотели бы признания независимости, либо, в качестве программы минимум, добиться какого-то переходного статуса, который стал бы промежуточным шагом к признанию суверенитета.
Но главная интрига заключается в том, как поведёт себя Россия. Сам по себе «особый статус» был согласован на встрече двух президентов в Минске, но вопрос в том, устраивает ли Россию предложенный сейчас вариант. В Кремле хотели бы как минимум реализовать первое пожелание республик, а именно: поставить вопрос о статусе обеих областей как единого целого.
Понятно, что ДНР и ЛНР интересует только их собственная судьба, но интересы Москвы шире. Ей хотелось бы отложить соглашение с Евросоюзом, и тут одна из главных проблем — какие можно получить гарантии, потому что никто никому не верит. Есть вопросы и о статусе Крыма, и о газе, по которому договориться так и не смогли, свидетельством чему служит сокращение поставок в Европу, призванное торпедировать реверс в Украину. Если по этому широкому кругу вопросов удастся добиться каких-то договоренностей, то Россия может пойти навстречу Киеву в вопросе с республиками.
Однако в любом случае все стороны воспринимают «особый статус» как временное явление, ДНР и ЛНР постоянно будут искать, как бы им расширить сферу влияния. Речь идёт не только об аэропорте Донецка, где продолжаются бои, но и, например, о райцентре Дебальцево, находящемся между Донецком и Луганском. Киев, со своей стороны, рассчитывает продержаться зиму, получить военную поддержку НАТО и попробовать переиграть ситуацию. В результате возможность какого-то масштабного компромисса сохраняется, но его вероятность — не 100 и даже не 50 процентов.
Определённым индикатором того, как поведёт себя Кремль, может служить судьба оппозиционного блока. В Украине создаётся политическое объединение, включающее часть членов Партии регионов и ряд других политиков, они планируют идти на предстоящие выборы. Если этот блок получит широкие электоральные возможности, а Россия примет деятельное участие во внутриукраинских политических процессах — значит, она готова работать с Украиной. Если этого не произойдёт, например, потому что многие украинцы в принципе настроены против этого объединения, считая его членов российской агентурой, то ситуация может вновь обостриться.
Другой индикатор, конечно, продолжение или прекращение масштабных столкновений. Речь не идёт об отдельных перестрелках и захвате конкретных позиций — это будет продолжаться в любом случае, даже если каким-то чудом удастся договориться на уровне республик. Есть командиры, которые не согласятся с этим решением и которых реально не контролирует ни ДНР, ни ЛНР. За последние несколько месяцев ситуация сильно изменилась: появились амбициозные командиры, число жертв растет, растет и сопутствующее ожесточение, поэтому в любом случае рассчитывать на полное умиротворение не приходится».
Фотография ИТАР-ТАСС