Вооруженные силы США приступили к нанесению ударов с воздуха по позициям группировки "Исламское государство" на территории Сирии. Предварительно Вашингтон уведомил Дамаск об авиаударах по позициям боевиков на территории страны. В налетах на сирийскую территорию участвуют Иордания, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар и Объединенные Арабские Эмираты. После нанесения воздушных ударов с обращением к нации выступил президент США Барак Обама. Он подчеркнул, что после авиаударов по боевикам в Сирии у террористов не будет "безопасных убежищ". "Еще раз, это должно быть ясно любому, кто выступит против Америки и причинит американцам вред, — мы не потерпим, чтобы у террористов, угрожающих нашим людям, появились убежища", — сказал американский президент.
Боевики "Исламского государства" в свою очередь заявили, что намерены ответить на авиаудары. Члены группировки подчеркнули, что винят в произошедшем не только американцев, но и власти Саудовской Аравии, которые не воспрепятствовали намерениями Запада бомбить Сирию. Многие аналитики считают, что без начемной опереции справиться с ИГИЛ не получится.
Ситуацию специально для «Ежедневного журнала» комментирует политолог Фёдор ЛУКЬЯНОВ:
«Никакого участия сухопутных сил США в конфликте не будет, они ограничатся авиаударами по территории Сирии и Ливана, с тем, чтобы ослабить потенциал ИГИЛ. Американцы очень озабочены тем, чтобы это не выглядело как их собственное вторжение, поэтому они рекрутировали пять стран в регионе, чтобы происходящее смотрелось как операция озабоченных экстремизмом арабских государств, которые получают от США посильную поддержку. Хотя понятно, что основную боевую задачу будут выполнять именно американские подразделения. Но желания и готовности вовлекаться в ещё одну серьёзную войну на Ближнем Востоке у Обамы нет, он этого не любит и боится.
Никакой большей коалиции, которая включала бы в себя и США, и Иран, возникнуть в этой борьбе не может. Понятно, что симпатизантов у отмороженных головорезов из ИГИЛ практически нет. Но при этом, если бы в Вашингтоне хотели бы построить на основе этого фактора новые отношения в регионе и даже шире, они могли бы это сделать, занявшись активным собиранием союзников. Но, разумеется, просто сказать: «приходите и присоединяйтесь» — мало, нужны серьёзные договорённости. Что-то подобное американцы делали в 2001 году в связи с Афганистаном, когда их дипломатия несколько недель занималась только тем, что тем или иным образом вербовала союзников. Сейчас ничего подобного нет, и хотя США говорят, что у них есть общие интересы даже с Ираном, реальных действий не предпринимается. Вашингтон надеется, что борьбу все поддержат, но дальше слов дело не идет.
Россия в этом участвовать не будет никак. Тем более что всё происходящее проводится без какой-либо легитимации со стороны Совбеза ООН. Понятно, что никакого давления по этому вопросу на Россию оказывать никто не будет. Во-первых, известно какие отношения у нас сегодня с США, и очень трудно, с одной стороны, каждые две недели объявлять санкции, а с другой — тут же предлагать вместе выступить против общей угрозы. Кроме того, на призывы содействовать поражению Исламского Государства Россия отвечает, что она уже содействует, поддерживая законные режимы тех стран, которые оказались объектами атаки, а именно Ирака и Сирии. С Багдадом у Москвы налажено очень конструктивное взаимодействие, в том числе в плане поставок оружия, а с Дамаском тем более».
На фото: 22.09.2014. Красное море. Во время нанесения авиаударов по объектам боевиков "Исламского государства" в Сирии с американского эскадренного миноносца типа “Арли Берк".
Фото ИТАР-ТАСС/ EPA