Человек свободного действия
Уход из жизни в начале сентября Дмитрия Владимировича Поспеловского (1934-2014) мало взволновал церковную общественность: два-три некролога, несколько дежурных фраз. Только Преображенское содружество малых братств, газета «Кифа» откликнулось развернутой публикацией.
Да, не в чести нынче в РПЦ МП люди, не боящиеся называть вещи своими именами. «Свобода, дарованная нам Богом, и открытость общества, без которой никакая свобода невозможна, клеймятся как сатанизм, а тоталитаризм, замешанный на воинствующем атеизме, объявляется чуть ли не воплощением христианства». Эти слова, сказанные Поспеловским пятнадцать лет назад в адрес о. Тихона Шевкунова и о. Александра Шаргунова, звучат актуально и сегодня.
Большую часть своей жизни он прожил в Канаде, преподавал в университете Западного Онтарио, написал несколько десятков монографий, учебников и статей, главным образом, посвященных истории православной церкви в России, в СССР и Русском зарубежье. Поспеловский неоднократно бывал в постперестроечной России, выступал с лекциями.
Последней его большой работой стала монография «Тоталитаризм и вероисповедание», в которой он говорит об использовании внутри церковной ограды тоталитарных моделей.
В декабре 2001 года Дмитрий Владимирович по приглашению настоятеля храма Сретения Архангельской области свящ. Иоанна Привалова приехал в Заостровье и работал с архивом Сретенского прихода, результатом чего стала книга, посвященная скорбной истории этого храма, служивших в нем клириков и мирян. Вот только последние «подвиги» правящего архиерея Даниила (Доровских), уничтожившего приходскую общину уже в эпоху «духовного возрождения», автор не успел вписать в свою летопись.
Вера и слово в жизни Поспеловского не расходились друг с другом. И у него был вполне журналистский темперамент, позволявший всегда держать руку на пульсе. Сегодня на смену таким людям в медийном поле пришли функционеры и прирученные ими фундаменталисты.
Нынешние историки Церкви, вроде Шкаровского, ученые, конечно, замечательные. Но очень уж кабинетные. И непонятно, кто из них способен пойти против течения. Да даже просто сказать «нет, науке об этом неизвестно».
Только один маленький пример. Недавно на Куликовом поле патриарх Кирилл вместе с премьер-министром Дмитрием Медведевым открыли памятник преподобному Сергию Радонежскому и князю Дмитрию Донскому. И ни один голос в публичном пространстве внятно не произнес, что вся эта история с благословением мифологична. Что не было, скорее всего, ничего похожего.
Режиссер Владимир Хотиненко, снимающий фильм о Сергии Радонежском и наткнувшийся на россыпи симулякров, поступил хитрее: вместо исторической картины стал делать ток-шоу. Ушел от привычного разговора об устройстве Церкви и государства к размышлениям о собственной жизни, о том, могут ли современные церковные люди называться наследниками великого прошлого. Посмотрим, что получится, но ход интересный.
Церковь сегодня в «соработничестве» с государством занимается монументальной пропагандой. Говорит о патриотических и нравственных ценностях. Только этот разговор буквально дышит «совком», он никого не убеждает, а скорее, наоборот, показывает ложность усилий.
Разговоры о высшем сегодня полны скрытого комизма и пустоты. Ну вот, к примеру, надумал патриарх Кирилл на фестивале «Вера и слово» выступить с презентацией специального издания своей книги «Свобода и ответственность». И опять двадцать пять: «Свобода для греха не есть свобода. И сказано это не мной, а апостолом Павлом. Свобода для греха превращает человека в раба инстинкта. Если такая свобода полагается в основу развития человеческой цивилизации, то мы создаем цивилизацию инстинкта, нежизнеспособную цивилизацию».
Ну да, наверное. Только были ли другие? И какова цена размышлений о свободе человека, не делающего никаких попыток обрести свободу для себя и своей Церкви? После Евромайдана всем стало видно, в какой золотой клетке сидит предстоятель.
Хотя, конечно, священники, оставшиеся со своей паствой в зоне боев на Украине, проявляют изрядное мужество. За последние месяцы три клирика погибло. И патриарх, когда говорит об этом, прав. Как прав и в своей попытке принимать во внимание интересы всех православных людей, находящихся в его юрисдикции.
И все-таки, несмотря на правильные и не очень правильные жесты церковных топ-менеджеров, воздух свободы исчезает из Церкви. И не только потому, что времена становятся более «совковыми». Но главным образом потому, что людей действительно свободных, харизматичных, имеющих дары Духа с каждым годом становится все меньше. Поспеловский был последний из могикан.
Фотографии с сайта http://www.sfi.ru, ИТАР-ТАСС/ Екатерина Штукина и http://www.patriarchia.ru