Госдума приняла в первом чтении «Закон Ротенберга» – законопроект о госкомпенсациях российским гражданам и компаниям, пострадавшим от неправомерных решений иностранных судов. При этом проект закона одобрили только члены фракции «Единая Россия», остальные партии голосовали против. В результате перевес голосов был (для нынешней Думы) минимальным – 233 против 202.
Принятие в первом чтении скандального закона специально для «Ежедневного журнала» комментирует журналист, общественный деятель Сергей ПАРХОМЕНКО:
«Конечно, компенсации выдаваться будут далеко не всем. Это закон персонального действия, направленный на узкий круг особенно заслуженных лиц. Вполне возможно, что после его принятия поступит целый поток обращений, но нашим судам не привыкать, при необходимости они могут быстро координироваться и просто не принимать дела к рассмотрению под различными формальными и надуманными объяснениями. А иногда и вообще без объяснений. Достаточно вспомнить историю с множеством обращений относительно нарушений избирательных прав граждан. Тогда Верховным судом было дано разъяснение, и на его основании эти жалобы просто не принимали, и точно также поступят здесь. Но в некоторых случаях, если будет дана соответствующая команда, будут действовать иначе. Это — закон «ручного управления», предназначенный для конкретной категории лиц. К сожалению, российская судебная система работает в произвольном порядке и зависит от разного рода распоряжений административных органов.
Понятно, что слова о жителях Крыма и Севастополя — просто отговорка. Этот закон был изобретён совершенно не для них. Надо вспомнить, что точно такой же законопроект был впервые внесён в Госдуму в марте 2013 года, когда никакого Крыма ещё не было. Однако уже тогда была опасность разного рода проблем, в частности, была перспектива проигрыша по большому делу ЮКОСа в Гаагском арбитраже. Теперь этот проигрыш стал реальностью, 15 января наступает срок платежей по этому делу, сумма — 50 миллиардов долларов. И хотя иск обращён к самому российскому государству, требования о конкретных выплатах могут быть направлены к отдельным лицам и компаниям. И это надо иметь в виду, потому что законопроект возродили теперь в значительной степени из-за того, что помнят о надвигающейся необходимости иметь дело с исполнителями решения Гаагского арбитража. Так что Крым и рядовые граждане тут совершенно не при чём, это просто наскоро придуманная попытка хоть каким-то образом создать поддержку закону, который катастрофически не популярен. Его дискредитирующая сила даже привела к беспрецедентной ситуации, когда несколько парламентских фракций посчитали возможным и полезным проголосовать против.
Конечно, большая часть избирателей вообще не интересуется законодательным процессом, потому что пропагандистская машина увлекает их другими сюжетами, специально следя за тем, чтобы люди не отвлекались от Украины, злодеяний «Правого сектора» и так далее. Достаточно посмотреть информационные программы на федеральных каналах, чтобы понять, на чём власть хочет сосредоточить внимание граждан. Но при этом интересующемуся человеку объяснить, что это за закон, довольно просто. Если один раз привлечь внимание к проблеме, то всякий понимает, что означает эта инициатива. Она насколько откровенная и прозрачная в своей наглости, что, если люди вдруг начнут этим интересоваться, возникнут действительно большие проблемы. И в связи с этим уже приходится выдумывать какие-то дополнительные обстоятельства, вроде Крыма, чтобы как-то сгладить этот эффект, словно жители Крыма в массовом порядке шатаются по всей Европе и судятся в европейских судах».
Фото Валерий Матыцин / ТАСС