В середине 20 века психолог Элизабет Кюблер-Росс сформулировала пять стадий реакции человека на трагическую ситуацию: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. И судя по прошедшей встрече министров иностранных дел стран НАТО, в том, что касается краха партнёрства с Россией, члены Альянса дошли до конца этого пути. В Брюсселе не прозвучало никаких резких высказываний, ставивших Россию в один ряд с ИГИЛ или оценивающих степень психического здоровья президента Путина. Но в то же время представители НАТО ясно дали понять: они понимают, что происходит на Донбассе, они понимают, как работают российские СМИ, занимающиеся освещением этого конфликта, они видят, какие европейские журналисты и политики проводят ту же линию, и они готовы приложить все усилия для того, чтобы сообщить миру правду об этих событиях и прекратить конфликт. В глазах Альянса курс России выглядит вполне устоявшимся, и они готовы к долгой работе, призванной обезопасить входящие в блок государства.
Эта работа идёт по двум большим направлениям. Во-первых, это повышение численности и степени готовности сил НАТО в Восточной Европе. Речь идёт как о создании интернациональной группы войск быстрого реагирования «острие копья», так и о появлении в Польше и странах Балтики солдат из отдельных государств, например, танковой бригада из США. Второе направление — поддержка Украины, стабильность которой в Совместном заявлении комиссии Украина-НАТО прямо названа необходимым условием для стабильности во всей Европе. Вопреки надеждам Кремля на то, что Украина «нам» нужнее, чем «им», НАТО твёрдо стоит на своих позициях и придерживается взгляда, высказанного господином Столтсбергом: «Эпоха сфер влияния закончена», а взаимоотношения Альянса с Киевом не касаются никаких третьих странах. Причём помощь будет иметь как политическое, так и практическое измерение, призванное облегчить гуманитарную ситуацию на Востоке, а также помочь Украине с реформами, необходимыми для соответствия стандартам НАТО.
В плане отношений с Россией Альянс занял умеренную позицию, которая может примирить сторонников и противников диалога с Москвой. Этот диалог возможен и желателен, но начать его должен Кремль, и НАТО не планирует первым идти ни на какие компромиссы. Более того, генеральный секретарь прямо заявил, что они должны быть готовы к тому, что нынешняя ситуация в международных отношениях может затянуться надолго. Ключевым пунктом для дальнейших переговоров в НАТО называют реальное исполнение Минских договорённостей, которые воспринимаются как вполне рабочий план по выходу из кризиса.
В целом, складывается ощущение, что НАТО заняла оборонительную позицию. Организация ясно обозначила свои требования, приложила усилия к обеспечению безопасности союзников и готова ждать, когда Россия примет то или иное решение. Символом этой позиции стал документ «5 основных российских мифов о НАТО», с которым можно ознакомиться в Интернете. Это небольшой текст, посвящённый опровержению популярных в российских СМИ обвинений и требований кремлёвских чиновников, направленных в адрес Северо-Атлантического Альянса. Досталось в нём и выдуманному обещанию «не расширяться на Восток», и жалобам на расширение инфраструктуры, и недавнему выступлению Пескова, в котором пресс-секретарь президента требовал от Запада «гарантий» внеблокового статуса Украины. НАТО пытается дать понять, что они готовы вернуться к диалогу, но не планируют «закрывать глаза» на российские авантюры, как военные, так и дипломатические, и не собираются отказываться от своих прав и возможностей, даже если это вызывает раздражение в Москве. Такая выжидательная позиция передаёт инициативу в руки Владимира Путина, и остаётся только смотреть, на какие именно шаги его толкнёт стремительно ухудшающаяся экономическая ситуация в стране.
На фото: 02.12.2014. Встреча министров иностранных дет стран НАТО в Брюсселе.
Фото JULIEN WARNAND / ЕРА / ТАСС