Всю уходящую неделю различные европейские институты подтверждали старые и вводили новые ограничения для России. Неожиданным такое поведение наших, как любят говорить в Кремле, «западных партнеров» назвать сложно. Эскалация конфликта на Украине, казалось, не оставляла надежд на смягчение позиции ведущих мировых держав. А между тем, по данным «ЕЖа», подобного рода ожидания «урегулирования некоторых сложных вопросов» имели под собой более чем веские основания. «Российская парламентская делегация ехала в Страсбург, пребывая в полной уверенности, что права наших парламентариев на этой европейской площадке будут восстановлены, — рассказал в беседе с обозревателем «ЕЖа» вполне осведомленный политический эксперт. — Никогда бы в жизни Нарышкин не поехал в Страсбург, если бы стопроцентно не был уверен в успехе… Огромную же подготовительную работу провели, разными способами заручились поддержкой депутатов из многих стран, вовсе не только из Сербии и Греции… Но случился Мариуполь… То есть возникли новые обстоятельства, которые просто изменили повестку, и то, что для некоторых еще вчера казалось приемлемым, теперь стало совершенно недопустимым и невозможным».
В итоге все ограничения в рамках ПАСЕ, введенные против России после аннексии Крыма, были продлены, а российская делегация покинула форум, что называется, хлопнув дверью. И, уже стоя в этих самых дверях, разразилась ругательствами и угрозами в адрес своих гонителей и хулителей. Например, прозвучали слова о возможном выходе России из Совета Европы. Одновременно в Москве разные официальные лица с нескрываемым злорадством и даже вожделением заговорили о том, сколь широкие возможности открываются перед отечественной Фемидой в случае принятия такого решения. Потому что, если Россия больше не связана обязательствами в рамках Совета Европы, можно будет спокойно игнорировать решения ЕСПЧ и подправить собственное законодательство в сторону ужесточения. Например, вернуть на родимые просторы смертную казнь. Не стало дело и за ответными мерами. В возбужденных головах российских депутатов, взбешенных отказом европейцев пойти нам навстречу, рождались совсем уже безумные сценарии этих самых ответных мер.
Так, Председатель Госдумы Сергей Нарышкин, который ехал в Страсбург за триумфом, а в итоге бежал оттуда с позором,поручил Комитету по международным делам Госдумы проработать возможность принятия заявления, осуждающего «аннексию Германской демократической республики Федеративной республикой Германия в 1989 году». Я все ждал, когда наши лихие парламентарии заговорят о необходимости восстановления Берлинской стены как символа победы Советского Союза над фашистской Германией. Но до этого дело пока не дошло…
А вслед за депутатами Европарламента свое слово сказали и представители исполнительной власти ЕС. Совет глав МИД стран Евросоюза принял политическое решение продлить действие индивидуальных санкций против РФ и ополченцев до сентября 2015 года. Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини подтвердила продление индивидуальных санкций против России и ополченцев Донбасса до сентября и подготовку нового списка в течение недели.
«Мы решили расширить ограничительные меры, касающиеся физических лиц и юридических лиц, до сентября этого года. В дополнение к этому в течение недели будут сделаны предложения о новых лицах и предприятиях для дополнения этого списка, это решение будет принято на следующем заседании Совета ЕС по иностранным делам 9 февраля», — сказала Могерини журналистам по завершении министерской встречи. По сообщениям разных агентств, в кулуарах встречи говорили и об ужесточении экономических санкций против России. А сегодня, когда речь заходит о подобных мерах воздействия, все в первую очередь вспоминают о системе межбанковской коммуникации «Свифт». Значение «Свифта» для российского банковского сообщества наглядно иллюстрируют высказывания главы ВТБ Андрея Костина, который, в случае отключения от данной системы России в целом или хотя бы банков, попавших под санкции, прогнозирует взаимный отзыв послов России и США и «возвращение к стандартам «холодной войны»…
Однако «Свифт» нам пока не отключили. Возможно, поэтому российские депутаты отложили вопрос о восстановлении Берлинской стены.
Фото: Франция. Страсбург. Январь 2015 года. Пленарное заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Михаил Джапаридзе/ТАСС и Анна Исакова/пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС