6 мая, в день третьей годовщины событий на Болотной площади, в Москве состоялся ряд протестных мероприятий. Все началось с согласованного пикета около станции метро «Третьяковская», позднее активисты двинулись в сторону Болотной площади, где их и стали задерживать.
Ситуацию «Ежедневному журналу» прокомментировал политолог Дмитрий Орешкин:
Режим Путина попал в довольно узкую «вилку» им же сформированных идейных и функциональных установок. Он сам с помощью провокационных технологий сделал из мирной демонстрации 6 мая чуть ли не попытку революции или срыва инаугурации, чего там и близко не было. А теперь режим уже не может от этого отойти и не обращать внимания даже на локальные проявления поддержки узников 6 мая. Нужно продолжать делать вид, что это была какая-то мощная организация, имевшая целью начать «оранжевую революцию». Поэтому власть вынуждена их преследовать, а если не будет преследовать, значит, она вроде бы сомневается в том, что были приняты правильные решения. Так власть становится рабом принятой в 2012 году стратегии.
Кроме таких ментальных ограничений есть ещё и функциональные. Они всё сильнее боятся, так как понимают, что самое опасное сейчас – показать слабину, так как гражданские выступления будут продолжаться уже по другим, более серьёзным поводам и в гораздо менее дружественной социальной атмосфере. 6 мая 2012 года проходила абсолютно законная и подчёркнуто миролюбивая демонстрация. И если бы объединёнными усилиями «леваков», типа Удальцова, и охранки на мосту не случилось бы «бутылочное горлышко», то ничего такого бы не произошло. Люди спокойно прошли бы на Болотную площадь, вышли бы обратно, и никаких эксцессов не было бы. Но власть была в курсе намерений Удальцова, готова к ним и охотно их поддержала, создав все необходимые условия. И никто не убедит меня в обратном, потому что я сам там был и сам видел, что была создана ситуация, призванная спровоцировать людей на применение насилия, чтобы потом скрутить их всех и дать достаточно серьёзные сроки. Но несмотря на тщательную работу, ничего не получилось. Все кончилось лёгким махаловом с наиболее странными персонажами, и это власть сильно разочаровало.
Тем не менее, тех, кого она хотела посадить, она посадила. И должна продолжать сажать, потому что иначе какая же она власть? Она потеряет статус в своих же глазах. Ни о какой законности сейчас речи не идёт, как не шло и раньше, мы видим предсказуемые, традиционные и неинтересные методы удержания власти «по понятиям». Мы руководим – вы сидите под лавками и не смейте высовываться. И сейчас власть не может показывать слабину потому, что в ближайшие полгода-год до регионов докатятся выступления, обусловленные уже не идеологически, не неуважением к закону или к себе, а экономически. Люди будут терять работу, протестовать против дороговизны и так далее. И власть заранее показывает, что будет действовать жёстко, чтобы ни у кого не было соблазна.
Таким образом, в этой истории есть две составляющие. С одной стороны, власть сама себя напугала и вынуждена действовать, словно бы она борется с системной угрозой, спонсируемой чуть ли не Вашингтоном. А с другой стороны, она боится грядущих выступлений и сохраняет суровое выражение лица.
Фоторепортаж Марии ОРЛОВСКОЙ
Москва, Болотная площадь, Лужковский мост, события происходили с 19,00 до 19.30.