Утром в понедельник все мировые СМИ сообщили о том, что после двух суток непрерывных переговоров соглашение по греческому долгу достигнуто и Греция останется в зоне евро. На деле же достигнуто лишь соглашение об условиях начала переговоров о предоставлении Греции третьего европакета финансовой помощи. Причем, для того, чтобы эти переговоры начались, Греция до среды должна выполнить ряд весьма жестких условий, которые еще вчера считались неприемлемыми. По сути, правительство Ципраса поставлено перед ультиматумом, гораздо более жестким и «унизительным», чем тот, что был отвергнут греками на референдуме неделей ранее. Спасти членство Греции в европейском валютном союзе может лишь полная и безоговорочная капитуляция Ципраса и его сторонников. У мятежного греческого премьера, который после полученной от немецкого канцлера публичной выволочки превратился в нашкодившего мальчишку, готового на все, чтобы загладить свою вину, есть 72 часа на то, чтобы условия кредиторов превратились в одобренные парламентом греческие законы.
Но даже это не является гарантией того, что помощь Греции будет выделена, поскольку новое соглашение о финансировании страны Евросоюзом должно быть ратифицировано парламентами некоторых стран-участниц Еврозоны. И обсуждение в немецком Бундестаге этого вопроса обещает быть жарким.
Впрочем, до Бундестага вопрос может и не дойти. Греки расценили поступившие от Еврогруппы условия унизительными и почти неприемлемыми. Да и не только греки. В своем блоге в The New York Times лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман пишет, что список европейских требований, на которых настояла Германия, — это «чистой воды мстительность, полное уничтожение национального суверенитета и никакой надежды на облегчение … Вероятно, это предложение первоначально делали таким, чтобы Греция не могла его принять, но даже в этом случае это абсурдное предательство всего, что европейский проект должен отстаивать».
О чем, собственно, речь? К началу переговоров о предоставлении помощи Греция должна принять пакет законов, повышающих налоги (прежде всего, НДС), законодательно провести пенсионную реформу, а также реформу рынка труда. Реструктуризации греческого долга, предусматривающей списание его части, о которой просила Греция, не будет. Максимум, на что могут надеяться греки – мораторий на выплату процентов, переоформление краткосрочного долга в долгосрочный и снижение процентов.
Кроме того, кредиторы настаивали, что Греция должна передать в независимый трастовый фонд (скорее всего, это будет фонд Люксембурга) государственные активы на 50 миллиардов евро, которые будут проданы для погашения части греческого долга. Это пункт, который, по оценке греческих комментаторов, практически не имел шансов пройти через парламент, и Ципрас утверждает, что вопрос о приватизации он отстоял на переговорах с Меркель и Олландом. Но можно не сомневаться, что когда будут вырабатываться условия предоставления помощи, этот пункт, на котором настаивает не только Германия, будет одним из ключевых.
Но и это не все. Работа греческого правительства будет контролироваться эмиссарами МВФ, от отчета которых будет зависеть предоставление каждого следующего транша помощи. Представители Фонда будут не только отслеживать, на что греки т тратят европейские деньги, но и санкционировать наиболее серьезные траты.
В обмен Греция получит шанс на получение 86 миллиардов евро в течение трех лет. ЕЦБ проведет рекапитализацию пребывающих в коме греческих банков, а Европейский фонд финансовой стабильности выделит Греции бридж-кредит на ближайшие выплаты по долгам.
Фото: Geert Vanden Wijngaert / АР/ TASS