В Москве прошли очередные Адельгеймовские чтения
Знаменательно, что как раз накануне появилось заявление священника Вячеслава Винникова, написанное как отклик на выступление организаторов московских Адельгеймовских чтений Елены Волковой и Ирины Карацубы на телеканале «Дождь». Его больно задели слова возражавшего им Александра Архангельского о том, что священник не обязан занимать активную гражданскую позицию.
«Я сказал себе: мое пребывание в РПЦ закончилось… Я пришел мальчишкой в церковь гонимую, надеялся послужить в церкви свободной и милосердной, а оказался среди безжалостных гонителей. Сажать людей именем Христа — вот что настоящее кощунство!» — пишет священник, вспоминая Крестопоклонную неделю 2012 года, когда с амвонов московских церквей прозвучали призывы к прихожанам подписывать обращение в прокуратуру против «кощунниц» (участниц группы Pussy Riot). Вячеслав Винников открыто обличает Церковь, «не поднимающую свой голос в защиту невинных узников 6 мая, арестованной Светланы Давыдовой и многих других бессудно посаженных, сажающую в тюрьму своего собрата о. Глеба Якунина, преследующую о. Павла Адельгейма, затравившую стольких добрых пастырей и мирян, порой до самой смерти!».
Заявление Вячеслава Винникова появилось на «Гранях» 9 июля, Адельгеймовские чтения на тему «Церковь и суд» прошли в «Мемориале» 11 июля, на них были озвучены схожие переживания и мысли.
Так, к решению об уходе из РПЦ пришел заштатный священник Роман Зайцев, выступивший с коротким докладом «Внутрицерковные и государственные репрессии: оригинал и копия». Роман Зайцев рассказал о бесправном положении священников в РПЦ, о самодурстве многих благочинных и епископов, которым ничего не стоит запретить священника в служении, лишить сана. Серьезная кара для любого священника — перевод в другой приход, особенно если он сам восстановил храм, наладил приходскую жизнь. Перевести могут в любую минуту, по любому поводу и без повода, и никакой возможности обжалования и поиска справедливости у священника нет. Духовенство в страхе. Епархиальное начальство бесконтрольно взимает большие суммы с приходов, существует «тьма тьмущая поборов». В собираемых средствах церковное начальство ни перед кем не отчитывается. Благочинные могут оказывать давление на священников по любому поводу, вплоть до мелочей: мол, не будешь покупать для продажи товары софринского производства — переведу в глухую деревню, и так далее.
В докладе «Кривосудие по-суздальски: хроника судебного преследования РПАЦ» поэт и участник Общества христианского просвещения Илья Морозов рассказал о том, как уничтожали автономную церковь в Суздале, какие грязные методы при этом применялись. Как, например, была создана специальная организация при партии «За Русь святую», которая в течение года терроризировала население Суздаля. На митрополита Валентина Русанцова, главу РПАЦ, перенесшего два инфаркта и страдавшего диабетом, возвели бредовые обвинения, устроили громкое и постыдное судилище. И хотя судом обвинения были в конечном итоге сняты, травля сократила митрополиту жизнь. Илья Морозов назвал Московский патриархат «псевдоморфозой».
Однако Адельгеймовские чтения проходили под портретом Павла Адельгейма на экране — священника, который, несмотря на вопиющую несправедливость и гонения со стороны церковного начальства, никогда не заявлял о своем уходе из РПЦ и не призывал к этому других.
Музыковед Владимир Гуревич, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, рассказал, как в академии из-под полы передают друг другу книги Павла Адельгейма, с каким уважением отзываются о нем люди, наделенные высоким саном, в разговорах между собой, опасаясь при этом говорить о нем во всеуслышание и распространять его книги открыто.
В работе «Догмат о Церкви в канонах и практике» Павел Адельгейм подверг взвешенной, глубоко обоснованной критике сложившиеся в современной РПЦ порядки и правила. Он шел прямым путем страстного проповедника и миссионерского деятеля, за что терпел и гонения со стороны церковных властей, и предательства сослуживцев.
Участники чтений пришли к выводу, что евангельские слова «не судите, да не судимы будете» обычно вырывают из контекста. Пример обличения книжников и фарисеев дает Христос. Призыв обличить брата, если он не прав, содержится в Нагорной проповеди. Другое дело, что суд христианина милосерден, он обличает ради утверждения правды, но не ради наказания. Прощение — один их важнейших постулатов христианской веры. А вот что действительно недопустимо — так это судить и осуждать в ситуации, когда у самого нечиста совесть.
Другой темой Адельгеймовских чтений стало обсуждение судебных процессов над так называемыми богохульниками. Юрист Анита Соболева в докладе «Свобода художественного творчества и защита чувств верующих: поиск баланса в правовых спорах» рассказала о случаях отказа Европейского суда по правам человека защищать интересы людей, обвиненных в богохульстве в разных странах Европы. В такой практике она усматривает тень Средневековья.
Обвинение в оскорблении чувств верующих вообще кажется ей абсурдным, поскольку верующий христианин не может оскорбляться «за Бога». «Бог поругаем не бывает» — гласит новозаветный текст. В уголовных преследованиях Pussy Riot и, в свое время, Сахаровского центра за выставку «Осторожно, религия!» Соболева усматривает преобладание политической составляющей. Некоторые священники были против уголовного преследования панк-певиц. Павел Адельгейм многократно высказывался в защиту арестованных Pussy Riot. «Когда граждане, называющие себя православными, требуют мести и крови этих девушек, горько на душе…» — писал он в своем блоге.
Чувство — вещь глубоко индивидуальная. Кого-то оскорбит изображение, а кого-то — агрессия в устах церковного человека. Допустимо ли вообще уголовное преследование «кощунников»? Анита Соболева считает, что не допустимо.
Есть институт компенсации морального вреда в рамках гражданского судопроизводства, именно этот механизм и нужно применять, рассматривая дела об оскорблении чувств верующих. В этом случае и моральная ответственность за гонения на «кощунника» ложилась бы не на церковь и общество, а на частное лицо. Уголовное же преследование в подобных ситуациях действительно отдает Средневековьем.
Фотография автора