Московская организация КПРФ неожиданно заявила, что не будет сдавать в Избирком подписные листы за проведение общегородского референдума о восстановлении памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади. Коммунисты объявили, что не видят смысла тратить деньги городского бюджета на плебисцит, в ходе которого будет задан только один вопрос. Напомним, что первоначально КПРФ выносила на референдум также вопросы о состоянии образования и здравоохранения в столице. Но эти вопросы были отвергнуты московскими властями. Остается загадкой, почему в этих условиях коммунисты все же взялись собирать подписи, а потом фактически слили референдум. Ведь подписные листы должны быть сданы не позже 26 июля.
Причины непоследовательного поведения коммунистов для "Ежедневного журнала" анализировал журналист и искусствовед Анатолий ГОЛУБОВСКИЙ:
Восстановление памятника Дзержинскому – один из главных пиар-инструментов КПРФ уже много лет. И, конечно, они не могли не воспользоваться моментом, когда растет привязанность к тоталитарным моделям развития России, — сейчас как раз такой момент наблюдается, по мнению многих социологов. Идёт серьёзная перекодировка исторического сознания граждан, создание героического мифа из всей российской истории в целом и советской истории в частности. Такой «героический» символ, как Железный Феликс, на таком «героическом» месте, как Лубянская площадь (вспомним, что всё это ещё тесными узами связано с бэкграундом президента), — коммунистам показалось весьма своевременным его реанимировать. И если встать на их позицию, то действительно, грех было бы упустить такой момент.
Понятно, что такого рода действия не осуществляются без одобрения Администрации президента. Там могут время от времени чуть-чуть «отпускать ось», чтобы посмотреть, как на подобные инициативы реагирует общество, каков потенциал КПРФ и так далее. Это ведь не что-то серьёзное, не выборы, зато позволяет прощупать почву. Провести некий «тренинг». Сегодня Дзержинский, завтра — «пятую колонну» громить.
Однако по ходу дела произошло некоторое, пусть и не полное, отрезвление и спад истерики по поводу Крыма и Украины, что не могло не насторожить власти. Возникло ощущение, что может начаться скандал. Особенно если какие-то нервные граждане начнут перед референдумом различные пикеты и митинги. Ведь «подверстать» под них могут всё, что угодно: Крым, Украину, не дай бог, еще здравоохранение с образованием вспомнят — пункты, которые коммунисты поначалу тоже предлагали внести в опросные листы.
Уже есть такие примеры: на митинге в Новосибирске в защиту «Тангейзера», едва ли не самом многолюдном в истории города, конечно, требовали вернуть Мездрича и постановку, но одновременно появлялись лозунги «за свободу творчества», «за соблюдение Конституции», «чтобы культура функционировала независимо от государства». А это в нашей и так сложной ситуации никому не нужно. Поэтому дело спустили на тормозах. Что лишний раз доказывает, что это процесс регулируемый, причём из одного центра — из Администрации президента.
В КПРФ в результате потеряли кураж. Конечно, они могут нарисовать или собрать 146 тысяч подписей, и даже быть уверенными в том, что никто не станет слишком внимательно их списки проверять, но уже когда они заявляли о готовности собирать подписи, у них были мысли повременить с референдумом. Возможно, и Кремль надавил. Кому реально нужен Дзержинский на Лубянской площади? Да никому, кроме тех сумасшедших, на мой взгляд, культурологов и искусствоведов, которые считают, что памятник хороший и его надо восстанавливать. По-моему, это абсолютная ерунда, никакой эстетической ценности в памятнике нет, за исключением пьедестала. Пьедестал делал не Вучетич, автор памятника, а другой человек, и он действительно хороший.
Наконец, коммунисты могли дать задний ход из-за того, что появилась инициатива Военно-исторического общества — памятник князю Владимиру. А вдруг решат, что ему место — на Лубянской площади? И что тогда? КПРФ придётся бодаться с Мединским? Это нехорошо, так как разрушает монолитное единство путинского большинства. Поэтому коммунисты, возможно, хотят подождать и посмотреть, куда поставят Владимира, чтобы не создавать нездоровую конкуренцию.
В общем, власть решила, что стабильность и так слишком зыбкая, всё нехорошо по внешнеполитическим параметрам, которые вдруг стали внутриполитическими, и баламутить общество из-за Дзержинского в плохо управляемой и неподконтрольной Москве не стоит. Причём противники установки памятника проявляют гораздо большую решимость, чем сторонники. Все мы были свидетелями того, как в ходе попытки установить памятник Владимиру на Воробьевых горах клоуны на мотоциклах ничего не смогли сделать с тётками и очкариками, которые собрались там протестовать. Лояльные сторонники власти бесплатно вообще ничего не делают. А люди, которые не хотят ни Владимира, ни Дзержинского, несмотря на очки, бороды и хипстерский прикид, готовы к настоящему противостоянию.
Это тоже важный фактор. Люди, которые будут выступать «за», придут только за бабки, кроме каких-то упертых стариков, а люди, которые будут выступать «против», придут бесплатно. А это десятки тысяч людей в большой Москве. Никому в администрации не хочется платить за Дзержинского, их это глубоко не интересует. Тратить бабки на какую-то фикцию, из-за которой может произойти реальная драка и очередной международный скандал, — им это совершенно не нужно.