Министерство труда Российской Федерации подготовило законопроект о повышении пенсионного возраста для госслужащих с 60 до 65 лет. Минимальный стаж госслужбы, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, также поднимается с 15 до 20 лет.
Обсуждение повышения пенсионного возраста впервые перешло в активную стадию с начала года, после «прямой линии» с Владимиром Путиным, в ходе которой он допустил такую возможность. В апреле премьер-министр Дмитрий Медведев предложил чиновникам начать реализацию инициативы «с себя», после чего в июне Минфин выступил уже с конкретным планом повышения пенсионного возраста, который будет реализован в 2016 году.
Министерство труда и социальной защиты РФ отмечает, что законопроект не предусматривает переходного периода, гендерных различий и переносит на пять лет не только пенсии за выслугу лет, но и саму страховую пенсию тем, кто остается на государственной службе после 60 лет.
Законопроект непосредственно затронет пять с половиной тысяч госслужащих и пятьдесят пять сенаторов, а предполагаемая экономия оценивается в 90 млн рублей.
«Пенсия по своей правовой природе — это компенсация утраченного заработка, и ее выплата должна быть связана с его получением. Если заработок не утрачен, осуществление выплаты страховых пенсий формально утрачивает свое прямое назначение, так как замещать в этом случае нечего», — отметил глава Министерства труда Максим Топилин.
Экономическую пользу начинания для "ЕЖа" комментирует заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Евгений ГОНТМАХЕР:
С экономической точки зрения это предложение неэффективное, тут вмешалась чистая политика. Сейчас активно обсуждается вопрос о повышении пенсионного возраста вообще, для всего населения. И было решено отвлечь внимание. Причём речь идёт не о повышении пенсионного возраста как такового, а о том, что только в 65 можно будет получить надбавку «за выслугу лет», а возможность уйти в 60 лет на пенсию по общим основаниям у чиновников остаётся. Впрочем, эта надбавка, конечно, довольно существенна и часто превышает размер основной пенсии.
Однако большим стимулом для чиновников она сейчас не является. Чтобы её получить, надо выйти на пенсию именно с госслужбы. А если кто-то уходит с госслужбы в 50 лет, то, даже имея необходимый стаж, он надбавку за выслугу лет в 65 не получит. Так что для какого-то круга людей предпенсионного возраста она действительно важна, но у основной части госаппарата мотивации другие. Особенно среди людей младшего и среднего возраста, которые не настроены делать длинную государственную карьеру, предпочитая классическую схему «поработал в госаппарате — ушёл в бизнес» или, наоборот, метят на высокие посты, что возможно далеко не для каждого.
На мой взгляд, если вообще затрагивать эту тему, то стоило бы рассмотреть два варианта. Либо действительно поднять пенсионный возраст чиновников до 65 лет, для всех выплат. Но это тоже не очень правильно, потому что в результате консервируется состав госслужащих пожилого возраста, а в госаппарате нужна ротация и омоложение. Так что это просто нелогично с точки зрения кадровой политики, хотя «подать» такую меру можно было бы красиво: все чиновники получают полную пенсию только в 65 лет. Смотрите, они страдают, значит, мы и остальным повысим пенсионный возраст до 62 или 63.
Второе решение, на мой взгляд, оптимальное — вообще отменить надбавку «за выслугу лет». Она была в своё время введена указом Ельцина в сложные 90-е годы, чтобы как-то задержать старые кадры в аппарате и привлечь новые. Тогда была большая проблема с комплектацией госорганов, и эта мера воспринималась как временная. Но потом она была закреплена в законе «О госслужбе». Если бы правительство сейчас предложило отменить надбавку за выслугу лет и чиновники выходили бы на пенсию, как все остальные граждане, это было бы наиболее эффективно и с политической, и с социальной, и с экономической точек зрения. Тем более что в планах правительства отмена пенсионной надбавки за выслугу лет для бюджетников в целом, прежде всего для учителей и врачей.
Финансово это в любом случае не имеет никакого значения, потому что эту пенсию из федерального бюджета получает всего несколько десятков тысяч человек. Есть ещё региональные надбавки из местных бюджетов. Но центр платит около 100 миллионов рублей в год, прядок цифр такой. Это на самом деле немного.
Большим стимулом для чиновников это надбавка сейчас тоже не является. Там есть одно условие: чтобы её получить, надо выйти на пенсию именно с госслужбы. А если кто-то, например, уходит с госслужбы в 50 лет, то, даже имея необходимый стаж, он надбавку за выслугу лет в 65 не получит. Так что для какого-то круга людей предпенсионного возраста она действительно важна, но у основной части госаппарата мотивации другие. Особенно среди людей младшего и среднего возраста, которые не настроены делать длинную государственную карьеру, предпочитая классическую схему «поработал в госаппарате — ушёл в бизнес» или, наоборот, хотят выйти на высокие посты, что возможно далеко не для каждого.
Фото: Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин во время заседания правительства РФ. ТАСС/ Дмитрий Астахов