Война миров: ответ Леониду Радзиховскому
Вот ей-богу, из-за этих карикатур война начнется! А для некоторых – тех, кто уже пострадал, – и вовсе началась. Жуткие картинки (и действительно отнюдь не веселые) в новостных выпусках с каждым днем все яростнее. Впору подумать: хорошо, что Россия не принадлежит к цивилизованному миру, к просвещенной Европе – у нас эта тема сперва воспринималась как курьез и подавалась ближе к концу новостных выпусков. Зато русский флаг не жгут, продукты не бойкотируют, посольства в целости и сохранности. Россия вообще никакой позиции не заняла, если не считать Кадырова. Ну и слава богу. А какому богу – выбирайте сами.
А теперь о пустяках, которых я «не заметил» в своей предыдущей статье, на которую вы, уважаемый (без иронии) Леонид, решили отреагировать вопросами, обращенными к автору. Вопросы без ответа оставлять невежливо. Тем более что о вежливости я, собственно, и писал. Не о свободе слова, не о религии, не о битве цивилизаций, а в первую очередь о вежливости.
Так вот, карикатуры в датской газете появились действительно давно, пускай и не полгода, а 4 месяца и одну неделю назад – 30 сентября. Почему пожар вспыхнул только теперь – не знаю. Но думаю, что ту публикацию действительно просто не заметили. Нам, журналистам, это, наверное, обидно, но очень многое из написанного нами (если не почти все) никто не замечает – даже если это гениально или даже если это аморально. Датчан не заметили, а перепечатку январскую в норвежском журнале заметили. А товарищи вроде иранского президента, сирийских лидеров и палестинских новоизбранных вождей, естественно, постарались выжать из этой ситуации не просто максимум – вообще всё!
И, кстати, обратите внимание. Из тысяч погромщиков карикатуры видели единицы. Им просто негде было их увидеть! Они воюют из-за картинок, знакомых им в пересказе. Но и те, кто по другую сторону баррикад, в массе своей тоже не видели злосчастных изображений. Это лишний раз напоминает нам, насколько виртуален мир, в котором мы существуем, насколько роковым может быть значение любой мелочи и насколько вообще все вокруг нервные. Вот и мы с вами, Леонид, вместо того чтобы заниматься какими-нибудь важными делами, обмениваемся письмами:).
Но именно поэтому я призываю к вежливости. Не к отказу от свободы прессы, не к цензуре, не к капитуляции западных ценностей под напором исламского экстремизма, а к вежливости. В Европе действительно подают в суд в случае оскорбления. На газету, на журналиста, на издателя. И это, безусловно, правильно. Это единственно правильно. И я, будучи оптимистом, уверен, что когда-нибудь этот принцип станет не только европейским, а общим – и для мусульман, и для кого угодно еще, даже для России.
Но это теория. А на практике мусульмане не подают в суд, а берут автоматы, жгут флаги, громят посольства и выдвигают ультиматумы. Считаю ли я эту реакцию адекватной в ответ на публикацию карикатур? Нет, не считаю! И не только в ответ на карикатуры, а в ответ на что бы то ни было. Так же, как не считаю адекватным президента Ирана, предлагающего стереть с лица земли Израиль и отрицающего холокост.
Но назвать неожиданной реакцию мусульманского мира нельзя. Разве что масштаб этой реакции удивил – но не характер. Такова реальность. Если мы хотим сосуществовать, а не воевать с исламским миром, мы должны учитывать, что вот такие там люди, вот так они иногда совершенно непонятно для нас реагируют на пустяковые для нас вещи. Я не говорю «сдаваться», «отступать», «потакать». Я говорю «учитывать». Учитывать то, что мы спокойно можем приклеить на икону логотип «Кока-колы», назвать это инсталляцией и выставить на выставку – и если кто и возмутится, то таковых будет немного, а вот у них из-за рисунка в газете начинается джихад. Для нас это дико и непонятно, а для них – норма жизни. Это просто надо иметь в виду, то есть учитывать, а вовсе не вводить цензуру и не капитулировать перед исламистами.
Я думаю, что Европа слишком высокомерна. Да и мы с вами в значительной мере тоже. На бытовом уровне отношение к гражданам, скажем так, «с юга» сводится к нескольким немудреным стереотипам. Они «дикие», «темные», «только вчера из своего аула спустились» и вообще «все эти черные – одни бандиты». И всё в таком духе. А еще «они нам свои порядки навязывают». То есть это люди, которые, давайте уж будем откровенны, хуже нас и находятся на более низкой стадии развития во всех смыслах этого слова.
Вы, Леонид, хочу надеяться, так не думаете. Но миллионы обывателей думают именно так! И в Европе в том числе! Только европейцы уже прошли стадию, когда тех, кто на них непохож, они просто уничтожали. Были крестовые походы, была инквизиция, и люди горели на кострах только потому, что считали, что земля круглая, были индейцы в резервациях, были негры на плантациях, были евреи в концлагерях. Вот видите, западная цивилизация стала по-настоящему цивилизованной не так уж и давно. И неприятие ею непохожего на нее исламского мира выражается не в массовом насилии, а в высокомерии.
Я по-прежнему считаю, что изначально мусульмане действительно обиделись, а их религиозные чувства были действительно задеты этими карикатурами и лишь затем радикалы превратили это во всемирный погром. Но им не удалось бы этого сделать, если бы датчане сразу же нормально отреагировали. Нормально не «с точки зрения религиозных фанатиков», а нормально с нормальной человеческой точки зрения. Потому что извинения, принесенные через 4 месяца после первой публикации и через три недели после начала скандала, нельзя назвать очень скорыми и искренними. Потому что, когда мы говорим о правах человека, подразумевается, что эти права не безграничны, а простираются до тех пор, пока не ущемляют прав и не задевают других людей.
Мусульмане относятся к своей вере гораздо исступленнее, чем христиане к своей. Это тоже реальность. Для нас, быть может, свобода слова в форме карикатур на Мохаммеда важнее Бога, а для них – наоборот. И европейское высокомерие говорит: если ДЛЯ НАС в этом нет ничего страшного, значит, в этом и ВООБЩЕ ничего страшного нет. Если это кого-то задевает – это его проблемы. И европейские газеты в знак солидарности перепечатывают датские карикатуры. На самом деле просто на зло. И говорят, что это дело принципа.
Что в этих карикатурах такого, чтобы без них совершенно невозможно было обойтись? Что в них такого, что должно стать достоянием всего мира? Из-за чего следовало бы подвергать риску жизни соплеменников и терпеть миллиардные убытки? Чтобы умереть, но не извиниться? Какой принцип? Нет здесь никакого принципа! Не-ту! Когда защищали Салмана Рушди от исламистов – тогда принцип был, потому что речь шла хотя бы о настоящем художественном произведении, а не о довольно неуклюжих рисунках с недобрым бородачом, оказавшимся Пророком.
У той же Европы было немало иных поводов проявить принципиальность. Президент Ирана призывает уничтожить Израиль, а евреев выселить в Европу – и что? Этот же президент вот-вот получит атомную бомбу – и где? В Палестине к власти приходит террористическая группировка – и как? Кроме выражения сожалений, надежд на продолжение, указаний на недопустимость – что конкретно делает цивилизованный мир для защиты своих принципов и отстаивания идеалов? Который год Бен-Ладена-то ловят? И каков результат? Зато бьёмся за картинки не щадя живота своего.
А мусульмане, между прочим, не такие уж дикие. Они уже разрешают женщинам участвовать в спортивных соревнованиях, слушают рок-музыку, надевают костюмы и галстуки (в Иране до галстуков, правда, не дошли пока). Когда-нибудь они обязательно примут и многие другие ценности, символы, приметы западной культуры. А какие-то, наверное, так и не примут. Просто надо понять, что они не хуже нас, они другие, и не стоит задевать людей там, где в этом нет никакой нужды, где не идет речь о принципах. Не уступая, разумеется, в том, в чем уступать невозможно. История с карикатурами, на мой взгляд, тот случай, где европейцы вполне могли бы вовремя извиниться, не уронив своего достоинства.