Медиафрения. Допинг для тела и духа
Сначала, как договаривались, хорошая новость. Аргентина прекратила вещание Russia Today. Это означает, что еще 40 миллионов людей в мире избавились от российской пропаганды. Главный думский международник, Алексей Пушков, мгновенно отреагировал требованием запретить поставки в Россию аргентинского мяса. Что полностью соответствует законам сохранения вещества и энергии: если в головы аргентинцев перестанет поступать ложь от Симоньян и Киселева, то на другой стороне планеты с прилавков российских магазинов должно исчезнуть мясо. Это справедливо, но недостаточно. Поскольку россиян в три раза больше, чем аргентинцев, то надо еще что-нибудь запретить аргентинское, кроме говядины. Например, аргентинское танго. Ну, и Борхеса с Кортасаром до кучи. Вот тогда будет нормальная обратка.
Вообще, российские начальники специализируются на асимметричных ответах. ФСБ возбудила дело против Евгения Киселева по статье 205.2 (публичные призывы к терроризму или его оправдание). Упомянутый Киселев, позоря патриотическую фамилию, как-то раз, еще когда Надежда Савченко сидела себе спокойно в тюрьме и не будоражила украинскую общественность, отвечая на вопрос украинского СМИ, все ли Киев делает для освобождения Героя Украины, сказал, что украинская власть должна бы действовать жестче. И на беду привел в пример таких жестких действий Россию.
Этого издевательства ФСБ естественно не снесла. Совсем взбесился этот русофобствующий однофамилец нашего патриотического ведущего! Предлагает украинским бандеровцам брать пример с русских патриотов. То есть вести себя как террористы. Фактически ФСБ, возбудив против Киселева уголовное дело по данной статье, заявила на весь мир, что она, ФСБ, считает действия России в ситуации с захватом Савченко, ее похищением и удержанием в России – терроризмом. Но дальнейшие действия ФСБ были уже вполне логичными, поскольку именно такие действия практикуют террористы. Всем известно, что Евгений Киселев довольно давно живет и работает в Украине. Именно поэтому сотрудники пришли пугать его 88-летнуюю тёщу в старой московской квартире, стены которой Киселева не видели с незапамятных времен. Именно поэтому постоянно таскают на допросы жену Киселева, несмотря на то, что она явно никакого отношения к словам мужа не имеет. ФСБ просто берет близких журналиста в заложники, то есть действует как нормальный террорист.
На минувшей неделе «Новая газета» опубликовала материал, который по уровню сенсационности, пожалуй, не уступает панамскому скандалу. С подачи депутата КПРФ Вадима Соловьева (когда б вы знали, из какого сора!) «Новая» привела статистику разводов среди депутатов Госдумы. Выяснилось, что в этом созыве развелись 102 депутата, то есть почти четверть. В предыдущем созыве было 7 разводов, то есть в 15(!) раз меньше.
Когда в какой-то популяции живых существ происходят такие массовые смены поведения, это всегда вызывает пристальный интерес у исследователей. Биологи, например, очень тщательно изучают миграции бабочек или северных оленей. А вот еще киты, те осенью дружно плывут в теплые моря, организованно рожают там китят, а весной опять плывут на север, в родные холода.
А еще киты иногда массово выбрасываются на берег, и исследователей всего мира крайне беспокоит такое их странное, по сути, самоубийственное поведение. Депутат – не кит. И это массовое выбрасывание депутатов из семьи почему-то заинтересовало только «Новую газету».
На наших глазах происходит буквально геноцид семьи в отдельном депутатском сообществе. И все молчат. Не бьют тревогу федеральные телеканалы. Не голосит Гундяев. Не ищет происки Госдепа депутат Яровая. Впрочем, депутат Яровая сама в списке тех, кто выкинулся из семьи по собственному желанию, так что ей происки искать надо где-то рядом.
А они действительно рядом. Поскольку в 2009 году был принят новый закон о противодействии коррупции, в соответствии с которым декларировать надо не только свое имущество, но и нажитое супругом или супругой. Поэтому каждый четвертый депутат еще раз прочитал текст закона, потом посмотрел на свою половину и вдруг понял: а любви-то ведь нет! Исследователям предстоит многое изучить в этом удивительном подвиде под названием «депутат российский, обыкновенный», и в том числе в его крайне любопытном брачном поведении. Вот это массовое выпадение из брачных отношений представителей депутатского корпуса показывает, например, разительные поведенческие отличия, которые делают депутата обыкновенного совершенно непохожим на любимый объект генетиков, на муху дрозофилу. Поскольку дрозофилы предпочитают спариваться с теми особями, которые кормятся тем же, что и они. А депутат обыкновенный сначала образует со своей половиной общую кормушку, а потом расторгает брак.
РУССКИЙ ДОПИНГ И ЧУДЕСНОЕ СПАСЕНИЕ ОЛЬГИ СКАБЕЕВОЙ
Зато о допинге, о клеветническом фильме немца Зеппельта и о том, как он напал на нашу беззащитную Ольгу Скабееву, все телеканалы рассказывали и показывали всю неделю. «Сейчас Ольга Скабеева в безопасности», — со сдержанным волнением произнес ведущий «Вестей», одновременно успокаивая телезрителей и подчеркивая, что, придя в логово свирепого немца Зеппельта, наша Ольга Скабеева всерьез рисковала жизнью.
«Вообще кошмар!» — так Дмитрий Киселев закончил сюжет «Вестей недели» от 12.06.2016, посвященный истории героического рейда Ольги Скабеевой по немецким тылам в поисках истины и защиты чести страны.
Вообще весь сюжет был выстроен в духе боевика, Скабеева и Киселев постоянно использовали аллюзии, призванные отсылать зрителя к обстановке Великой Отечественной войны. «Не гоже немцу бегать за русской женщиной!» — с многозначительной интонацией заявил Киселев. «Мы пытаемся оторваться от Хайо Зеппеля!» — взволнованно сообщала телезрителям Ольга Скабеева. Правда, те из зрителей, кто еще не утратил способность различать что-либо на экране и совмещать картинку и звук, в этот момент должны были прийти в недоумение. Поскольку, произнося слова о том, что она «пытается оторваться от Зеппельта», Скабеева в этот момент буквально прилипает к немецкому журналисту, который явно стремится оказаться от нее подальше.
Главное обвинение Киселева заключалось в том, что он пытался «научить Скабееву родину не любить». Действительно, этот фрагмент их диалога важен, поскольку он показывает водораздел между журналистикой, к которой относится Зеппельт, и совершенно иной профессией, к которой относятся Скабеева, Киселев и все остальные обитатели российского телевизора. Скабеева, объясняя свою заинтересованность в успехе российских спортсменов, сказала, что она «хотела бы быть другом своей страны». И тут Зеппельт сказал то, что с точки зрения Скабеевой и всех ее коллег является дикостью: «Вы не должны быть другом своей страны, у вас совершенно другие задачи. Вы должны быть независимы». И постарался пояснить свою позицию: «Я не горжусь Германией. Ни капельки».
Когда Зеппельт понял, что целью Скабеевой является не выяснение каких-то реальных деталей, а в чистом виде троллинг, он постепенно стал выходить из себя. Сначала раздумчиво сказал: «Я действительно думаю о том, чтобы прекратить всякое общение с российскими журналистами». Потом, когда немец стал выпроваживать Скабееву из номера, она, упираясь, все время спрашивала, почему он больше не хочет общаться. На что Зеппельт сначала сообщил ей, что «вы вруны и коррупционеры», а затем, уже на лестнице, объяснил Скабеевой, что она глупая.
Похоже, ни сама Скабеева, ни Киселев с этой оценкой не согласились. Но явно обиделись и в отместку назвали фильм Зеппельта – бездоказательным. Впрочем, даже если бы Зеппельт назвал Скабееву Сократом в юбке, это ему бы не помогло. Вердикт «России 1» остался бы тем же.
В этом немецком фильме Скабееву и Киселева больше всего возмутило то, что Зеппельт ничего не утверждает точно, а все время говорит «вероятно». На российском телевидении всегда говорят прямо, без экивоков. Мальчика – распяли. И уточняют: в трусиках. Девочку – изнасиловали. Уточнение – группой. Потом, правда, выясняется, что ни того, ни другого события не было. Зато говорилось прямо и уверенно, без всяких там «вероятно».
Зеппельт в своем фильме практически ничего не утверждает. Весь фильм состоит из показаний свидетелей, каждый из которых не прячет лицо и является человеком, вовлеченным в допинговый скандал в России. Вот Юлия и Виталий Степановы. Муж и жена. Она бегунья, он сотрудник допинговой лаборатории. Свидетельства из первых рук. Аудиозапись разговоров между тренером и спортсменом, в которых тренер настоятельно требует принимать допинг.
Запись разговора с метательницей Евгенией Печериной. Вопрос, сколько спортсменов сборной России по легкой атлетике принимает допинг? Ответ: большинство, 99%.
Видео с олимпийской чемпионкой Лондона-2012 Марией Савиновой. «А что нам делать? — потерянно спрашивает чемпионка. – Как еще чего-то добиваться? Это наша система, в России только так это и работает». И дальше рассказывает на камеру о том, как покрывают тесты, меняют даты допинг-контроля. На записи, сделанной скрытой камерой, видно, как тренер дает чемпионке допинг.
Зеппельт, конечно, напрасно вышел из себя при столкновении со Скабеевой. Его, видимо, глубоко потрясло, что люди выдают себя за журналистов, не только не имея никакого отношения к данной профессии, но и искренне не понимая, почему они не являются журналистами. Видимо, они считают, что для журналиста главное горячо любить родину, а еще лучше любить начальство, остальное приложится.
Зеппельт честно хотел объяснить, что он своим фильмом ничего не пытался доказать, он только ставил вопросы. Именно это, кстати, и есть главная задача журналиста – ставить вопросы, даже не перед властью, а перед обществом. И, поскольку общество и, в частности, международная спортивная общественность эти вопросы услышала, журналист Зеппельт свою задачу может считать выполненной. А в отношении Скабеевой и ее съемочной группы он, конечно, совершил большую ошибку. Нельзя вступать ни в какое общение с сотрудниками российских федеральных телеканалов. Как только услышите «Россия 1», «Первый канал», НТВ и т.д. – сразу надо отворачиваться и прекращать общение. Можно молча. Можно сказать одно-два слова. Ни в коем случае не больше.
ТЫСЯЧУ ЛЕТ НЕ БЫЛО И ВОТ ОПЯТЬ
«Ехать ли на Крит?» — с такой заставкой вышел большой сюжет в киселевских «Вестях недели», где речь шла предстоящем (или, скорее, не предстоящем) Всеправославном соборе, который вот-вот должен собраться на острове Крит.
Киселеву в этом мероприятии не нравилось все. «Всеправославный собор банально не подготовлен», — заявил Киселев. И тут же объяснил причину безалаберности: «Не собирались тысячу лет – утратили организационные навыки». Из этого замечания стало понятно, что если бы Всеправославный собор было поручено созвать Киселеву, он бы это мероприятие подготовил и провел на высочайшем уровне и в заданные сроки. А тут наберут кого ни попадя…
Именно кадровый вопрос во всемирном православии больше всего тревожил Дмитрия Киселева. А поскольку кадры, как известно, решают все, то Киселев решил не церемониться и назвать все своими именами, устроив в «Вестях недели» фактически разбор персонального дела Патриарха Варфоломея I, предстоятеля Константинопольской православной церкви и Вселенского патриарха.
Первым делом Киселев усомнился в том, что этот Варфоломей вообще по праву носит титул «Вселенский». Какой же он «Вселенский», ежели он, во-первых, гражданин Турции, которого вызывают в турецкий околоток (насчет околотка — это киселевский эксклюзив, больше про это никто не знает), а во-вторых, его предшественника турки повесили. Тут необходимы некоторые пояснения.
Непосредственный предшественник Варфоломея I, патриарх Димитрий, умер от инфаркта в отделе интенсивной терапии американской больницы в Стамбуле в возрасте 77 лет. Неприятность случилась с довольно давним предшественником Варфоломея, патриархом Григорием V, которого действительно повесили, правда, было это почти 200 лет назад, в 1821 году. Если уж Киселев такой злопамятный, ему можно припомнить, что случилось с нашим патриархом Тихоном, которого как в 1922 году начали таскать в ГПУ на Лубянку, так до самой смерти в 1925 году мурыжить не перестали. Хотя гражданин Белавин уже сто раз объяснился в любви советской власти и постоянно просил у этой власти, которая его убивала, прощения. О грустной истории, как Петр ликвидировал патриаршество в России, а Сталин его потом ввел через два с лишним столетия, вспоминать не будем, чтобы не расстраиваться.
Скажем прямо, претензии к Варфоломею I той корпорации, к которой принадлежат и Киселев с Соловьевым, и Гундяев со всей своей верхушкой РПЦ, намного глубже и серьезнее, нежели турецкое гражданство грека Варфоломея или беда его давнего предшественника, повешенного турками. Этот самый Варфоломей вызывает у всей корпорации ФСБ-РПЦ давнюю и устойчивую неприязнь.
Во-первых, осудил нашу родную концепцию «Москва – Третий Рим». И кто мы теперь после этого? Как нам теперь себя называть? В какой нумерации? Во-вторых, этот негодный Варфоломей обозвал каким-то «неприемлемым цезарепапизмом» давнюю традицию нашей РПЦ норовить любой власти забраться за пазуху и присосаться к ее материнской груди. А в-третьих, руководство РПЦ с некоторых пор бесит манера этих константинопольских тырить у Московской патриархии ее кровное: то на Эстонскую апостольскую церковь лапу наложили, то Сурожскую епархию норовили утащить, а тут вдруг на Украину этот Варфоломей взялся смотреть пристально, того гляди окончательно ее из-под седалища РПЦ вытащит.
Когда я писал этот текст, пришло ожидаемое известие: РПЦ на Крит не едет, а значит, Восьмому Всеправославному собору не быть. Может, оно и к лучшему. Предыдущий, Седьмой Вселенский, он же Второй Никейский, еле-еле со второй попытки в 787 году собрали, а ведь тогда не было ни РПЦ с ее Гундяевым, ни российского телевидения, ни Путина с его ФСБ и любовью к спецоперациям. Жили без этих Всеправославных соборов тысячу лет, и еще проживем. А там, может, оно и само рассосется…
Фото: 1. Совещание экспертного совета и комитета Госдумы РФ по физкультуре, спорту и делам молодежиАртем Коротаев/ТАСС. 2. Коллаж ЕЖ. 3. Греция. Карье. 27 мая 2016. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в центре) во время торжественной встречи в порту города в рамках паломнического визита на Святую гору Афон. Darko Bandic/AP/ТАСС
Если вы приняли решение поддержать «Ежедневный журнал»,
вы можете сделать перечисление с назначением платежа