Российский оборонно-промышленный комплекс — система не только сугубо секретная. Она еще и загадочная. Руководители ОПК настолько глубоко погрузились в проблемы выпуска современных вооружений, что предпочитают общаться с внешним миром с помощью намеков и ребусов.
Вот один из последних примеров. Вице-премьер Дмитрий Рогозин поместил в своем микроблоге в Twitter следующее сообщение: «Концерн "Алмаз-Антей" представил Коллегии ВПК результаты испытаний семейства зенитных ракет нового поколения для ВМФ». На первый взгляд, ну, представил и представил, бюрократическая рутина ОПК. На самом же деле нам, очевидно, намекают на некое драматическое развитие событий, которое то ли уже состоялось, то ли еще предстоит.
В середине июля, в ходе Единого дня приемки военной продукции, начальник Главного управления вооружения генерал-лейтенант Анатолий Гуляев сообщил, что Минобороны столкнулось со срывом гособоронзаказа концерна «Алмаз-Антей» по проекту зенитно-ракетного комплекса морского базирования «Полимент-Редут». По словам Гуляева, проблемы с испытаниями зенитных ракет этого комплекса «непосредственно влияют на сдачу фрегата “Адмирал Горшков”, в то время как Верховный главнокомандующий установил срок сдачи корабля — ноябрь 2016 года». Надо сказать, это заявление прозвучало неожиданно, поскольку Единый день приемки давно превратился в шаблонное мероприятие, где начальники зачитывают победные рапорты о сданной-принятой военной продукции.
Очевидно, в данном конкретном случае чаша терпения военных переполнилась.
Более того, по данным издания «Газета.ру», Минобороны и вовсе приостановило испытания ракеты для нового корабельного комплекса ПВО «Полимент-Редут», из-за того что концерн ВКО «Алмаз-Антей» не может довести разработку до заявленных технических характеристик. Источник «Газеты.ру» в ВПК сообщил, что «ракеты валятся на третьей секунде».
Нам же, не посвященным во все эти секреты, господин Рогозин предложил таким образом догадываться, о каких же результатах докладывали руководители «Алмаз-Антея» высокой комиссии. Может быть, о плачевных результатах испытаний, и тогда весьма любопытно было бы узнать, к каким выводам пришла коллегия ВПК. Не исключено, что г-н Рогозин через Twitter таким вот специфическим образом сообщает городу и миру, что меры приняты и виновные наказаны, а ракеты полетят куда надо и не будут падать на третьей секунде. Но, может быть, все не так. И надлежащие меры были приняты сразу после демарша Минобороны. И проведены уже новые совершенно успешные испытания. И ракеты уже успешно летят куда надо и не падают на третьей секунде.
Увы, о том, что происходило на коллегии ВПК, боюсь, мы не узнаем никогда. Высшая власть полагает, что нам достаточно фразы в микроблоге вице-премьера. Однако вице-премьерская лапидарность начинает несколько раздражать на фоне многословности его формального начальника, премьера Медведева. Тот всем объясняет, что денег нет, и рассказывает, куда именно следует в такой ситуации идти. Между тем, это деньги, причем наши с вами, валятся в море на третьей секунде полета. И в условиях всеобщей секретности никто не считает нужным сообщить, что же все-таки решила комиссия ВПК.
Что до системы управления оборонно-промышленным комплексом, то на сей счет весьма внятно высказался недавно Игорь Аршурбейли, бывший руководитель корпорации «Алмаз-Антей»: «Мне больше неохота работать в агрессивной среде, когда вся задача правительства — в создании оборонно-промышленного, государственного капитализма. ...Частному бизнесу нечего делать в агрессивной среде, задачи которой либо тебя поглотить, либо лишить заказов, либо прижать какими-то иными способами».
Фото: Марина Лысцева/ТАСС