Существуют истины, которые, несмотря на всю их очевидность и тривиальность, приходится проговаривать из раза в раз. Политический заключенный – это не тот человек, который пострадал из-за собственных политических взглядов. Политический заключенный может вообще не иметь никаких взглядов. Политический заключенный – это тот, кто репрессирован по политическим мотивам. И в этом контексте суд в Екатеринбурге, за которым всю минувшую неделю мы столь пристально следили, классический политический процесс, к счастью закончившийся условным наказанием.
В минувший четверг один из районных судов Екатеринбурга вынес обвинительный приговор популярному местному видеоблогеру (около 300 тысяч подписчиков) Руслану Соколовскому. Руслан признан виновным по семи эпизодам 148-й статьи Уголовного кодекса (Об оскорблении чувств верующих), по статье 282-й (О возбуждении ненависти либо вражды) и по статье 138-й (Незаконный оборот специальных технических средств). Судья Екатерина Шопоняк признала его виновным по всем пунктам и приговорила к 3 годам 6 месяцам условного срока. Прогрессивная общественность выдохнула с облегчением. И здесь уже самое время сказать, что Руслан Соколовский – это тот самый блогер, который поймал покемона в екатеринбургском Храме-на-Крови, построенном на месте убийства царской семьи, а после выложил видеоотчет об этом подвиге в своем блоге, снабдив его соответствующим комментарием. Все это случилось в августе прошлого года, а через месяц Соколовский уже получил возможность обо всех своих сетевых победах и успехах рассказывать соседям по камере. Против Соколовского возбудили уголовное дело, он был взят под стражу, правда, вскоре областной суд меру пресечения ему изменил – суда блогер Соколовский дожидался под домашним арестом. Тут важно понимать, что, сколько бы пунктов обвинения ни было в приговоре этому молодому человеку, в историю отечественной юриспруденции он войдет, как «ловец покемонов в храме».
Цитаты из приговора судьи Екатерины Шопоняк, который она бубнила два часа, уже разошлись по Сети и набрали тысячи просмотров и лайков. Самые яркие из них: «Соколовский ответственен за введение Иисуса в японский бестиарий» и «Соколовский также отрицает существование Иисуса Христа и пророка Мухаммеда, таким образом, он совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 148 УК РФ»…
Совершенно очевидно, что писала этот фантастический текст не судья Шопоняк. Обычному человеку подобного рода формулировки и языковые конструкции просто не знакомы. Более того, думаю, что судья Екатерина Шопоняк, столь досконально разбирающаяся в чувствах религиозных людей, сама является атеисткой. Она в течение двух часов перечисляла богомерзкие деяния охального отрока и за все это время ни разу не сочла необходимым осенить себя крестным знамением. Впрочем, ничего удивительного в этом нет – дело Соколовского разбирал не религиозный суд. То есть все же не буквально святая инквизиция. По форме, разумеется. А по сути-то – еще какая инквизиция…
Все соображения по поводу того, что подобного рода суд – позор для страны и ее граждан, высказаны не единожды, что-либо добавить к этому содержательного нынче уже не представляется возможным. Мне кажется, что сегодня важно вот, на что обратить внимание. Все это случилось в Екатеринбурге совершенно не случайно – там умелыми руками силовиков создана целая инфраструктура мракобесного террора. Еще неделю назад в интервью обозревателю «Открытой России» Зои Световой адвокат Соколовского Алексей Бушмаков рассказал следующее: «У центра «Э», с теми специалистами, которые делали заключение по Соколовскому, очень давние и дружественные связи. Они совместно пишут какие-то научные работы, проводят общие конференции. Центр при Педагогическом университете в Екатеринбурге, где эти специалисты трудятся, получает гранты от президента и от российского гуманитарного фонда вот на такие исследования. И, грубо говоря, вот на эти деньги они шлепают вот такую заказуху и отчитываются о ловле вот таких экстремистов. Там среди специалистов есть видный ученый профессор Чудинов. Он, думаю, человек совестливый. Поэтому-то он в суд и не явился, сославшись на состояние здоровья. Подписал, возможно, даже не глядя эту экспертизу, но в суд не пришел». Понятно теперь, кем писался приговор блогеру Руслану Соколовскому.
Вот, собственно, и вся конструкция – есть местный отдел по борьбе с экстремизмом и группа бессовестных и беспринципных «ученых», которые точно понимают, на каком поприще сегодня востребованы их профессиональные навыки. Такой союз не мог не дать результата! А итогом стал этот чудовищный приговор. Его относительная беззубость («ведь не в тюрьму и не в Сучан, не к высшей мере») никого не должна вводить в заблуждение. Просто на данном этапе степень местного крокодильства регулируется федеральным центром, где, по всей видимости, полагают, что время сажать буквально в тюрьму за ловлю покемонов в храме еще не настало. Пока достаточно продекларировать намерение.
Они и продекларировали на весь мир. Да так, что и человеку неверующему впору начать креститься, глядя на всю эту псевдосудебную, псевдонаучную и псевдорелигиозную вакханалию… Осуждая блогера Руслана Соколовского, российская власть преследовала прямую политическую цель – создание в России атмосферы религиозного мракобесия, которая служит одному – цементированию нынешней власти. Так что процесс над блогером Русланом Соколовским был, вне всякого сомнения, политическим!
Фото: 1,2,3. Россия. Екатеринбург. 11 мая 2017. Блогер Руслан Соколовский, приговоренный к 3,5 годам условно за оскорбление чувств верующих и экстремизм после публикации в интернете видеоролика о ловле покемонов в Храме-на-Крови, с матерью Еленой Чингиной после вынесения приговора в Верх-Исетском районном суде. Донат Сорокин/ТАСС
4. Коллаж ЕЖ