Православные в Европе мало молятся, редко ходят в церковь, но верят в «сильную Россию» и Московского патриарха
На прошлой неделе эксперты Исследовательского центра Пью (Pew Research Center, США) представили в Москве, в Институте Европы РАН, свое исследование «Религия и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе», опирающееся на опросы граждан в 18 странах. С июня 2015 года по июль 2016-го центр опросил более 25 тыс. человек старше 18 лет в Армении, Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии, Греции, Грузии, Латвии, Литве, Молдавии, Польше, России, Румынии, Сербии, на Украине, в Хорватии, Чехии и Эстонии. Опрос стал частью более масштабной программы центра, направленной на анализ религиозных изменений в мире и их влияния на жизнь общества.
Результаты опроса свидетельствуют об определенных тенденциях. Так, например, в странах Восточной Европы с православным большинством за ту четверть века, что прошла после падения железного занавеса и последовавшего затем распада Советского Союза, наблюдается резкое увеличение доли населения, относящего себя к православному христианству. В России, скажем, процент таковых вырос с 37 в 1991 году до 71 в 2015-м; в Украине — с 39 до 78. В католических странах, напротив, в тот же отрезок времени наблюдалась ровно противоположная динамика — доля католиков среди населения неуклонно уменьшалась: в Польше с 96 до 87%, в Венгрии с 63 до 56%, в Чешской Республике с 44 до 21%. Чешская Республика на сегодняшний день вообще является одной из самых светских стран Европы: 72% населения здесь относят себя к атеистам, агностикам или не причисляют ни к какой религии (на втором месте Эстония — 45%; в России таких людей всего 15%).
Несмотря на уменьшение доли католиков, католики более строго, чем православные, соблюдают религиозные предписания. Так, в Польше 45% католиков посещают религиозные службы по меньшей мере раз в неделю, что более чем вдвое превосходит показатели среди православных в любой из стран, где проводился опрос (в России всего 6% православных верующих посещает церковь каждую неделю; интересно, что цифра эта не меняется с 1991 года. Лидирует в православном регионе Румыния — 21%). Зазор между декларируемой верой и соблюдением религиозных предписаний у православных авторы исследования пока не берутся объяснить в полной мере. Для них, например, не ясно, всегда ли существовало это противоречие или это тенденции последнего времени. Единственная причина, которую они готовы выдвинуть, это то обстоятельство, что религиозность стала социально одобряемым поведением. Одна из руководителей проекта Нейа Сагал провела параллель с США: там участники опросов часто завышают частотность своих походов в церковь — они хотят дать ответ, который представит их в положительном свете. В Западной Европе людям не свойственно «приукрашать» свое поведение, и это многое говорит как об американском, так и о европейском обществе, отметила исследователь.
Зато в странах с православным большинством сильнее взаимосвязь между религиозной и национальной идентичностью. Например, 81% населения Грузии считает, что «истинный грузин» должен принадлежать к Грузинской православной церкви. В России чуть больше половины респондентов — 57% — считают, что православное вероисповедание важно, для того чтобы быть «истинным» гражданином страны. Показательно, что в России такие взгляды разделяют не только представители господствующей конфессии: около четверти мусульман и такое же число людей, не причисляющих себя к какой-либо религии, тоже полагают, что принадлежность к Русской православной церкви важна для того, чтобы считаться «истинным россиянином».
Исследование показало, что сегодня многие православные христиане придерживаются пророссийских взглядов. Большинство из них считают, что Россия необходима как противовес влиянию Запада. Больше всего таких людей в самой России — 85%. Но и в Армении, Сербии, Белоруссии — от 83 до 76%. Даже в Греции, стране, которая входит в ЕС, 70% опрошенных соглашаются с тем, что сильная Россия служит защитным буфером от Запада. На последнем месте в этом списке Украина — здесь на Россию полагаются лишь 22% опрошенных. В странах с католическим большинством и в странах без господствующей религии (таких как Эстония, Босния, Латвия) гораздо меньше респондентов считают, что сильная Россия необходима как противовес влиянию Запада и что она обязана защищать этнических русских и православных христиан, проживающих за ее пределами. В этой группе большинство за тесное сотрудничество с США и другими западными странами. Из православных стран лишь Украина, Грузия и Румыния отдают предпочтение сотрудничеству с западными странами (62, 69 и 82% соответственно). При этом мнение о том, что Россия должна противостоять Западу находится в тесной корреляции с убеждением о существовании конфликта между национальными и западными ценностями.
Православные страны даже с низким уровнем религиозности отличаются большим социальным консерватизмом. Их жители более склонны, чем жители других стран региона, придерживаться традиционных взглядов на гендерные роли: например, считать, что «обязанность женщины — рожать детей» и «жена всегда должна подчиняться мужу». Аналогичным образом примерно четыре из десяти (или более) респондентов считают, что «когда рабочих мест не хватает, у мужчин должно быть преимущество перед женщинами при приеме на работу». Неприятие гомосексуальности характерно для большинства стран региона, как православных, так и католических. В России, например, 85% респондентов считают гомосексуализм морально недопустимым (выше всего этот показатель в Армении — 98%). Наиболее терпимы к гомосексуалам Польша и Хорватия, здесь их осуждают чуть менее половины респондентов (48 и 49% соответственно). Впрочем, среди населения до 35 лет отношение к гомосексуалам и однополым бракам более благожелательное, хотя массовой поддержки однополые браки не находят нигде за исключением, опять же, Чешской Республики, где за легализацию однополых браков высказывается 77% респондентов моложе 35 лет и 60% в возрасте 35+.
За исключением Греции, где авторитет Константинопольского патриарха чрезвычайно высок (за него отдают голоса 56% населения), и Грузии, где почти все православные отдают первенство национальному патриарху (93%), а авторитету Московского и Константинопольского патриархов готово вверится не более 1% верующих, в большинстве стран Центральной и Восточной Европы христиане считают «главой всех православных» Московского патриарха. Этот показатель превышает 50% не только в Эстонии и Латвии, где три из четырех православных относят себя к русскому этносу, но и в Белоруссии и Молдавии, где подавляющее большинство православных христиан не относят себя к русским. Кроме Грузии моральный авторитет национального патриарха ставят на первое место в Сербии, Украине, Болгарии и Румынии (в Украине лишь 17% респондентов отдают первенство Московскому патриарху).
В православных странах больше людей считает, что церковь должна играть значимую роль в жизни общества. Лидирует здесь Армения — 59% респондентов, а замыкает список Греция, очевидно, уставшая от государственной религии, — 34%. Россия разместилась где-то посередине — 42% респондентов. Примерно такой же процент населения, 43%, разделяет это мнение в католической по преимуществу Литве. В других католических странах церковь в роли значимого игрока на общественном поле воспринимает менее трети респондентов.
Если брать отношение к демократии, то только в православной Греции и католической Литве очевидное большинство респондентов считает, что демократия является предпочтительной системой управления — 77 и 64% соответственно. Во многих странах Центральной и Восточной Европы значительная доля населения придерживается мнения, что «в некоторых обстоятельствах управление недемократическими методами может быть лучше». Интересно при этом, что в Грузии и Армении, странах, отличающихся высокой степенью социального консерватизма, демократический метод правления предпочитает больше половины населения (55 и 53% соответственно), а за недемократические методы выступают всего 19 и 13%. Тогда как в социально более продвинутой России за демократию высказывается чуть более трети респондентов (31%), а недемократические методы выбирает 41%. В Болгарии, Белоруссии, Украине, Латвии и Сербии за демократию и недемократию голосуют примерно равные доли населения — 39 и 34%, 38 и 35%, 36 и 31%, 34 и 30% и 25 и 28% соответственно.
После презентации проекта Исследовательского центра Пью, который провели ведущие эксперты центра Алан Куперман и Нейа Сагал, в дискуссии приняли участие как представители научного сообщества, так и религиозные деятели. Модератором дискуссии был руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН Роман Лункин. В обсуждении приняли участие руководитель Центра украинских исследований и главный редактор журнала «Современная Европа» Виктор Мироненко, социолог Сергей Филатов, протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель пресс-службы Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Антон Кругликов и другие.
Фото презентации: Иван Алябьев. Facebook: www.facebook.com/alyabyev.ivan.photography/