В минувший понедельник один из наиболее известных священнослужителей РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин обрушился с убийственной критикой на еще не вышедший в свет, но уже знаменитый фильм Алексея Учителя «Матильда». В котором, как мы знаем, рассказывается о сложных взаимоотношениях между последним русским самодержцем и одноименной балериной. Как нынче стало модно, отец Всеволод не ограничился письменным высказыванием, а записал видеообращение — «Пред лицем Господа трепещи, земля!». Впрочем, еще до протоиерея Чаплина другой представитель РПЦ, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, инициировал сбор подписей за запрет проката фильма «Матильда». Об этом буквально на днях в статье, размещенной на страницах «ЕЖа» и посвященной роли РПЦ в нагнетании мракобесия в нашем обществе, писал публицист Игорь Яковенко. Однако обращение протоиерея Чаплина дает новый поворот теме.
Для начала напомним, что Всеволод Чаплин долгое время был одним из наиболее приближенных к патриарху священников, в известной степени его рупором. Поэтому, несмотря на экзотический характер многих его высказываний (введение «всероссийского дресс-кода» для женщин, призывы к «священной войне» против клиник, делающих аборты, рассуждения о том, что россиянам, закисшим в комфорте, война бы не помешала), к его словам нужно относиться внимательно. Тем более что, по мнению отца Всеволода, над Россией, в связи с выходом в свет вышеупомянутого фильма, нависла страшная угроза.
«Фильм “Матильда” непременно должен быть запрещен. Потому что, если он будет показан, Россия погибнет. И это будет справедливо в Божиих очах. Все беды России в ХХ веке — из-за греха богоборчества и цареубийства». Это прямая цитата из заявления протоиерея Чаплина. Понятно, что дальше можно сколько угодно иронизировать по поводу его слов. Дескать, что это за страна такая, которая погибнет из-за одного художественного фильма? Но мне кажется, гораздо важнее попробовать ответить на простой вопрос: а чего ради Русская православная церковь в лице некоторых своих представителей с такой неистовой яростью бросилась на защиту репутации последнего русского императора? Посмею предположить, что дело вовсе не в фигуре Николая Второго, а в самом институте самодержавия, с десакрализацией которого РПЦ мириться не хочет. Подтверждения этого тезиса долго искать не надо — 1 июля в эфире федерального телеканала митрополит Волоколамский Иларион, которого называют чуть не вторым по влиятельности человеком в РПЦ, прямо и недвусмысленно высказался на тему монархии.
«Мое личное мнение заключается в том, что человек, который помазывается на царство священнослужителями, человек, который получает не просто мандат от избирателей на правление на какой-то определенный срок, но получает санкцию от Бога через Церковь на свое правление, и оно является пожизненным до тех пор, пока он не передаст власть своему наследнику, — это, конечно, та форма правления, которая себя в истории положительно зарекомендовала и которая имеет много преимуществ по сравнению с любыми выборными формами правления», — сказал митрополит.
Словом, режиссеру Учителю, апологету аннексии Крыма и верному путинисту, просто не повезло: выход в свет его фильма, который в другой исторический момент никто бы не заметил, совпал по времени с началом широкомасштабной кампании по внедрению в сознание отечественного обывателя простой мысли о том, что настоящее (исконно русское) самодержавие гораздо лучше кукольной (западной) демократии. Ни секунды не сомневаюсь: в условиях полной информационной монополии в сегодняшней России кампания за восстановление монархии имеет все шансы на успех. И, судя по всему, уже очень скоро наши дороги украсятся растяжками и билбордами со следующими изречениями: «Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится», «Нельзя царству без царя стоять», «Без царя народ сирота».
Согласитесь, учитывая тесные связи нынешней российской власти с РПЦ, практически невозможно предположить, что кампания по изменению общественно-политического строя, подрывающая основополагающие базовые положения отечественной Конституции, начата без ведома Кремля. Никогда, мне кажется, патриарх Кирилл не решился бы на такой демарш, не заручившись поддержкой Владимира Путина… Или, хотя бы, не пребывая в твердой уверенности, что подобного рода инициативы будут благосклонно встречены президентом России.
Процедура восстановления в России наследственной монархии может быть фактически любой. Вполне возможно — и всенародной. И если подавляющее большинство граждан выскажется за то, чтобы с определенного момента они стали именоваться «подданными», какая еще форма легитимации понадобится Владимиру Путину, чтобы стать основателем новой императорской династии?
Фото: 1. Член Общественной палаты РФ, клирик московского Храма Вознесения Господня на Никитской Всеволод Чаплин. Александр Щербак/ТАСС.
2. Россия. Санкт-Петербург. 5 мая 2017. Одиночный пикет против выхода в прокат фильма режиссера Алексея Учителя "Матильда" на Невском проспекте. Александр Николаев/Интерпресс/ТАСС.
3. Президент Российской академии ювелирного искусства Анатолий Климин представляет копию Шапку Мономаха. Людмила Пахомова/ТАСС.