Непостоянство оптимизма
Выглядит последнее всегда очень странно, по причинам, озвученным выше: что за непонятное перевозбуждение наступает в федеральных СМИ вокруг темы, которая теоретически если и должна оглашаться, то как минимум с пренебрежительной усмешкой? Не будем забывать и про отечественного производителя. Который благодаря недружелюбным антироссийским выпадам западных стран (и вовремя принятым контрмерам) — уже должен был озолотиться. И за почти четыре года завалить прилавки родным качественным товаром. Что, впрочем, отчасти произошло; вот только качество родной продукции очень уж пока подкачивает. А самое главное: стоит она столько, словно рязанские яблоки не напрямую попадают в российские же магазины, а как минимум путешествуют через полсвета, пересекая сразу несколько таможенных барьеров. К сожалению, объяснение последнего кроется не столько в торгово-экономической сфере, сколько в морально-нравственной, но речь сейчас не об этом.
Стремительно набирающий силу отечественный производитель — это очень, очень важный аспект! Игнорировать его нельзя — именно поэтому западные санкции должны вызывать повсеместно не только сардоническое равнодушие, но и здоровый оптимизм. Он и «вызывает». Сразу же, как только выясняется, что очередной чих со стороны политика из враждующего западного лагеря все же не является знамением скорой отмены экономических ограничений — тут пропаганда мгновенно меняет свой взгляд на противоположный. И с трагической жизнерадостностью сообщает населению о бессмысленности экономического давления на процветающую нанодержаву, дополняя это репортажем о рекордных надоях в Брянской области.
Когда-то подобное уже было, да: «догоним и перегоним», наш ответ «Чемберлену-Рейгану» и тому подобное. И ведь что интересно: в некоей абстрактной точке в условиях столь живительных импортных ограничений все никак не могут сойтись взаимные интересы — конкретно национальных поставщиков и российских же потребителей. Родной производитель в этой ситуации ведет себя зачастую крайне загадочно. Тонко чувствуя обывательскую тягу к мещанству, со всеми ее производными, российский поставщик далеко не всегда торопится украшать упаковку гордой надписью «российское, родное, отечественное». Помещать на нее яркий триколор. И уж совсем не рискует ставить маркер «лучше, чем заграничная зараза!». Что поделаешь, так уж устроена человеческая психология: стоит что-то запретить — и оно тотчас становится желанным. Да и советская ментальность не выветрилась за четверть века — стоило опять ограничить доступ к западным товарам, как тотчас в глубине народных душ зародилось страстное желание этими товарами обладать. Возможно, поэтому, еще до присвоения Крыма и введения тех самых санкций, каждый второй отечественный производитель любил обозначать себя броским англоязычным названием, написанным к тому же латиницей.
Одним словом, сегодня имеем то, что имеем. «Морепродукты из Белоруссии» и автомобили на российско-финской границе, где под сиденьями спрятано по десять килограмм импортных колбас и сыров. И спрашивать такого автовладельца «чего же он так?», смысла нет. Вы за Путина и великую Россию? А зачем столь несознательно себя ведете? «Я за Россию, и Крым наш! — гордо ответит автовладелец. — Даже не сомневайтесь! А веду так, потому что жить хочу, как человек». Не ищите в этом ни логики, ни связующих звеньев. Там нет ни первого, ни второго.
Недавно заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов сделал любопытное заявление. Г-н Шувалов призвал ГОТОВИТЬСЯ к отмене санкций. Прозвучало это сродни угрозе. Действительно, вот-вот уже находящиеся под гнетом российских контрмер западные страны все отменят и к нам опять хлынут никудышные товары из той же Европы. Сказано это было в конце ноября 2017 года, а к окончанию декабря выяснилось, что Евросоюз продлил санкции на очередные полгода. Ну, вот и все. В том смысле — бояться нечего, просто с души отлегло.
Фото: Zuma\TASS