КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеВозня в людской

10 МАРТА 2006 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
russia-today.ru
Разбалансированность нынешнего российского правительства до последнего времени зеркально отображала ситуацию в президентской администрации. Причем очевидно, что традиционные подходы для определения видов и подвидов ближайших соратников Владимира Путина в данном случае совершенно не работают. Это на заре постельцинской эры аналитики еще пытались сгруппировать чиновничьи особи из высшего эшелона в стаи, поделить их на «ястребов» и «голубей», на «ретроградов» и «прогрессистов». Но очень скоро стало ясно, что такого рода классификация не отражает реального положения дел – голуби довольно быстро мутировали, узнали вкус свежей падали и теперь почти ничем не отличаются от ястребов. Но в том-то и дело, что почти. Внешне-то они все еще другие.

Эволюция – процесс не быстрый. Алексею Кудрину казалось, что достаточно кровью расписаться на приговоре ЮКОСу, и все эти бесконечные ивановы, фрадковы и устиновы признают его своим. Но проблема оказалась куда сложней – оказывается, дело не только в том, что ты говоришь, но и в том, какие слова при этом произносишь, что за книжки стоят на полке в твоем кабинете и как ты проводишь свободное время. А по всем этим показателям Кудрин еще, конечно, далек от идеала – печать интеллекта с лица ему стереть не удалось до сих пор. Понятно, что это дело времени, что если сын Кудрина будет работать с сыном Устинова, а потом внук Кудрина будет работать с внуком Устинова, то природа в конце концов свое возьмет. Однако сегодняшние проблемы российского министра финансов выглядят неразрешимыми – он никогда не сможет договориться с Фрадковым.

Последняя яростная атака премьера на одного из ближайших друзей Владимира Путина, человека, которому президент обязан своим первым постом в столице, как нельзя лучше иллюстрирует этот тезис.

Формальный повод выглядит безупречным. Президент приказал обуздать инфляцию. Обуздать явно не получается – за два месяца она составила больше 4 процентов. Уже очевидно, что и в запланированных годовых параметрах – 8,5 процентов – инфляцию удержать тоже не удастся. Кто виноват? Так ясно кто – ЦБ и Минфин. То есть ведомства, отвечающие за монетарную политику государства. Но ЦБ от Фрадкова далеко и ему совершенно не интересен, поскольку глава ЦБ Сергей Игнатьев, во-первых, против премьера не злоумышляет, а, во-вторых, к президенту в кабинет дверь ногой не открывает. А Кудрин только тем и занимается, что критикует правительство. Чистая правда. Как правда и то, что подобная позиция Алексея Кудрина, с моей точки зрения, не больше чем попытка сохранить лицо или то, что от него осталось.

Можно, конечно, стоя у полностью сгоревшего дома, убиваться из-за тапочек, оставленных под кроватью. Но поверит ли кто-нибудь в искренность таких эмоций? Вот спрашивается: какой смысл был «наезжать» на Фрадкова по поводу инфляции? (Вчерашний демарш премьера в отношении Кудрина был только ответным шагом.) Это что, Фрадков виноват в том, что в стране не проводятся структурные реформы, что экономика не диверсифицируется? Или, может, это он инициировал так называемые национальные проекты? А где же был Алексей Леонидович, когда верстался бюджет 2006 года, расходная часть которого велика, как никогда, и по определению не может не разогнать инфляцию? А цену отсечения экспортной нефти в 27 долларов тоже Фрадков придумал? Нет, конечно. Все эти меры призваны обеспечить социальную политику Владимира Путина накануне очередного выборного цикла. То есть решают стратегическую задачу. А вы тут, Алексей Леонидович, про какую-то инфляцию. Тоже мне – хранитель стабфонда… Придет час, и весь ваш этот фонд пустят под нож на зарплаты учителям и врачам. Ну и украдут чего-нибудь, конечно. А как без этого?

Если у кого-то сложилось впечатление, что я пытаюсь защитить Фрадкова, то это совершенно не так. Просто Фрадков, как функция, в предложенных обстоятельствах ведет себя абсолютно адекватно. Он своим чиновничьим нутром почуял серьезную угрозу, принял оборонительную стойку и ощетинился. Он понимает, что в ближайшем будущем высший эшелон российской политической власти подвергнется серьезной перетряске. Он не знает, что именно произойдет: то ли Думу распустят, то ли его правительство отправят в отставку. А может – и то, и другое. Он просто хочет не утонуть в этом водовороте. А Кудрин его топит. Любой бы на месте Фрадкова брыкался.

На первый взгляд может показаться, что кавалерийская атака Фрадкова на Кудрина, состоявшаяся в тот момент, когда последний лежал дома с температурой, – это такой предупредительный выстрел. «Дескать, видишь, Алексей Леонидович, я не случайно стреляю в пустоту. У тебя до следующего заседания правительства, на котором мы будем рассматривать вопрос «по существу», есть время, чтобы попытаться уладить со мной этот конфликт». На самом деле все обстоит совершенно иначе. Фрадков ждет реакции со стороны совсем другого человека. Премьер понимает, что он в некотором смысле - камикадзе, что до него на Кудрина никто не замахивался, даже – Касьянов. Но видно, премьер решил идти ва-банк. Что называется, либо – пан…

Несомненно, грызня в Кабинете министров безмерно раздражает Владимира Путина, как раздражают его любые самостоятельные проявления жизнедеятельности в подвластных ему структурах. То ли дело – Дума. Как застыла несколько лет назад этаким вязким киселем, так с тех пор никаких волнений на поверхности и не наблюдается. Один Владимир Рыжков время от времени выныривает со своими глупостями, только, кто ж на это обращает внимание. А тут такой ужасный скандал прямо в сердцевине властной вертикали.

«Барин, Парашка с Феклой подрались в людской, орут, за волосья друг дружку таскают». - «А из-за чего»? - «Так это… Из-за вас, барин, и подрались». - «Из-за меня? Вот дуры, прости господи. Выпороть обеих…» - «Так, может, их того… на полевые работы?» - «Дурак, ты братец…»

Сегодня все гадают, на чью сторону встанет Владимир Путин. А я думаю, никого он сейчас не уволит. Не барское это дело прилюдно влезать в драку холопов.
Обсудить "Возня в людской" на форуме
Версия для печати