Едва кандидаты в Мосгордуму сдали подписи, как один из них, член политсовета ПАРНАСа Михаил Конев, подал жалобу в столичный избирком с просьбой проверить сайт Ильи Яшина и заблокировать его. Повод — нарушения в агитационной деятельности. Причина — выдвижение по одному округу, где Яшин явный фаворит, Конев явный аутсайдер, а у власти задача сделать депутатом проректора «вышки» и члена ОНФ Валерию Касамару.
Эта история возмутила многих и лично меня. В далёком 2016 году, в одном, уже успевшем переименоваться издании, вышла моя колонка «Враг № 1. Почему Касьянов оказался самым опасным политиком для Кремля». Сегодня, на фоне сдачи подписей кандидатами в Мосгоризбирком, интересно сравнить то, чем мог стать ПАРНАС, и то, чем он стал.
Та колонка вышла в уникальном контексте. Захват Крыма, убийство Бориса Немцова, приближающиеся выборы Думы и уникальная лицензия ПАРНАСа, «бутербродная» позиция по Крыму Алексея Навального и Михаила Ходорковского — сама история вытолкнула бывшего премьера из абстрактных первых рядов демократической колонны куда-то вперёд, за растяжки с лозунгами, и вручила ему громкоговоритель.
Партия народной свободы стала главной оппозиционной платформой и трибуной для озвучивания альтернативной повестки дня, включающей, по сути, первым пунктом нормализацию отношений с Западом. Что три года назад, что сегодня без него нереально вывести страну из кризиса. И любой разговор о восстановлении отношений с Западом, что три года назад, что сегодня, будет отталкиваться от статуса Крыма.
Михаил Касьянов тогда публично встретился с легендарным диссидентом и духовным лидером крымских татар Мустафой Джемилевым и заверил его, что «в конечном счёте Крым будет освобождён и возвращён Украине». Некоторым показалось, что бывший премьер, высказавшись так радикально, без туманностей и намёков, похоронил себя как политик.
Однако вместо похорон Касьянов возродился в качестве надежды оппозиции, каковым считался в 2006 году, во время конференций «Другой России» и Маршей несогласных. Михаила поддержал хардкор протеста и глобальный политический истеблишмент. Кремль же, тортами провокаторов и рисованным прицелом в гуляющих по сети роликах, обозначил бывшее второе лицо государства первым его врагом.
Касьянова одновременно звали на статусные международные форумы и преследовали дома. После эфиров на федеральном ТВ за ним бегали откомандированные в Москву чеченцы и полубезумные провокаторы из НОДа. В финале эпической борьбы НТВ показало знаменитый скабрезный фильм.
Кампания против ПАРНАСа и лично Михаила «удалась». Коалиция на базе партии развалилась, список в итоге набрал меньше 1% голосов. Выигравший внутренние праймериз Вячеслав Мальцев вскоре уехали из страны — его вздорные инициативы закончилась делами «Артподготовки», «Сети» и «Нового величия». Третий номер партийного списка, Андрей Зубов, выступающий в роли дореволюционного профессора-монархиста, растворился в истории в прямом и переносном смысле слова.
Надежды обрушились под волной разочарований. И вот чуть ли не впервые с тех печальных пор Партия народной свободы всплыла в публичном пространстве. Член федерального совета Михаил Конев скандально выдвинулся в Мосгордуму по округу Ильи Яшина, бывшего друга и соратника. Все крупные издания, подводящие итоги выдвижения, упоминают «собравшего подписи с запасом лидера молодёжного крыла ПАРНАСа».
Михал — уроженец Смоленска, учившийся в питерском филиале Академии Генпрокуратуры. Работает директором благотворительного фонда, созданного Антоном Красовским, другом Сергея Минаева и соведущим их трэш-пропагандистского шоу «Анчоусы и маргаритки». Конев в округе Яшина муниципальным депутатом, районным или дворовым активистом не является, но удивительным образом сдал 4746 подписей.
«Это больше чем необходимый минимум. Это меньше чем возможный максимум», — написал Михаил в инстаграме. Добавив, что «это невероятный кредит доверия». Действительно невероятный, учитывая, что даже Валерии Касамаре, открыто относящей себя к «команде Собянина», пришлось постараться для сдачи более или менее приличного числа подписей.
Предвыборный лозунг Михаила Конева — «Метр за метром». До сих пор он звучал крайне загадочно, но после «собранных с запасом» подписей и жалобы на фаворита кампании, кажется, стал ясен его смысл: метр за метром Партия народной свободы из надежды протестного движения скатилась на политическое дно.
Однако за метр до уже явно обозначившегося дна ПАРНАС вроде бы очнулся. В комментарии «Ежедневному журналу» Константин Мерзликин, зампред партии, заявил: «Мы считаем, что методы политической борьбы, использованные Коневым, неприемлемы». По словам Мерзликина, «решений о политической поддержке» выдвижения Конева по округу «не принималось», хотя «обсуждения были» и «были разные мнения». Другой представитель ПАРНАСа, член бюро партии Вадим Лукашевич, в фейсбуке высказался куда жёстче, назвав соратника «конченым мудаком», наносящим «непоправимый репутационный ущерб партии» и «поганящим имя Бориса Немцова».
Фото: https://www.facebook.com/michail.konew