В самом конце минувшей недели в Сочи прошли многочасовые переговоры между братским руководством двух братских народов. Еще за несколько дней до намеченной встречи Александр Лукашенко принялся, как мог, разогревать публику. В частности, белорусский лидер заявил, что предстоящая встреча «в верхах» – «момент истины». Почему именно так и о какой, собственно говоря, «истине» речь, Александр Григорьевич в разговоре с журналистами уточнять не стал. Просто многозначительно пыхтел и закатывал глаза – дескать, не маленькие, сами должны понимать. В Москве вели себя сдержаннее, излишнего драматизма старались избегать и всячески подчеркивали, что встреча будет носить «рабочий характер».
Седьмого февраля лидеры обеих стран провели полуторачасовые переговоры без свидетелей. Причем, обставлено все было таким образом, как будто подобный формат изначально не планировался. Дескать, из-за погодных условий самолет с основной частью российской делегации вынужден был совершить промежуточную посадку, произошла задержка, ну и Путин с Лукашенко, чтобы не терять времени, встретились за завтраком. «Кашу с утра ели?» – спросил Владимир Владимирович своего белорусского коллегу. «Ну, не на воде же», – уклонился от прямого ответа Лукашенко. Видимо, почувствовал какой-то подвох. Подробный рецепт изготовления каши журналистам сообщен не был, известно только, что подавалась она с ягодами. О содержательной части первого раунда переговоров президенты сообщили следующее. Владимир Путин: «Мы с Александром Григорьевичем уже практически за час или даже полтора затронули много вопросов, которые представляют, как в таких случаях говорят, взаимный интерес». Александр Лукашенко: «Мы действительно о многом поговорили, дошли до глубины седых времен нашей совместной жизни в одном государстве, обсудили много исторических дат и моментов, они известны… И не только обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес, но и те, которые касаются стран бывшего СССР, той политики, которая сейчас проводится нами, ими… В общем, о многом поговорили и дошли до современности, решили уже не один на один, а с людьми, которые вовлечены в этот процесс, продолжить наш разговор».
Как следует из сообщений прессы, с «людьми, вовлеченными в процессы», обсуждали уже цены на углеводороды, которые добываются в России, а потребляются в Беларуси. Правда, до этого еще поиграли в хоккей. Лукашенко с Путиным выступали за одну команду, которая и победила с убедительным счетом. Зато результат всего саммита сегодня представляется общественности как бы ничейным. По газу вроде бы победила Беларусь – цены на текущий год повышены не будут, а по вопросам поставок нефти на белорусские НПЗ вперед вырвалась Россия – «цена будет формироваться на коммерческой основе, исходя из общемировых показателей». Об этом подробно рассказал свеженазначенный замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак. Он, кстати, вскользь упомянул и о том, что, вне всякого сомнения, являлось основным предметом переговоров в Сочи: «Переговоры прошли в весьма позитивном ключе, договорились продолжить консультации на уровне правительств, министерств и ведомств по совершенствованию механизма интеграции, его укреплению».
Вся эта дымовая завеса из паров нефти и газа никого не должна вводить в заблуждение. Мы же с вами не верим, что, оставшись с глазу на глаз, Владимир Путин с Александром Лукашенко принялись спорить о цене за тысячу кубов газа или о схемах поставок российской нефти. Другое дело – «совершенствование и укрепление механизма интеграции». Некоторые эксперты на том основании, что Беларуси не удалось добиться комфортных цен на нефть на следующий год, сделали вывод о том, что «механизмы» эти самые уже фактически разрушен, и никакой «интеграции» не случится… Вывод этот представляется мне преждевременным и поверхностным.
В тот самый момент, когда Кремль действительно решит, что «союзный сценарий» пролонгации путинских полномочий перестал быть актуальным в связи с вопиющей недоговороспособностью контрагента (Александра Лукашенко), от благодушия российских чиновников не останется и следа, и никто больше не станет оценивать итоги переговоров как «в целом позитивные». Риторика чиновников и российских федеральных телеканалов изменится радикально, и Александра Григорьевича начнут, что называется, «мочить из всех орудий», как никогда еще за всю новейшую историю российско-белорусских отношений. А раз нынче этого не происходит, значит, торговля по поводу создания реального Союзного государства продолжается, а плотная завеса секретности, которая окутывает единственную по-настоящему важную тему, скорее свидетельствует о жестких договоренностях на этот счет. Другими словами – вопрос об интеграции не только не закрыт, а продолжает активно обсуждаться. Возможно – весьма бурно.
Фото: 07.02.2020. Россия. Сочи. Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент РФ Владимир Путин во время встречи в доме приемов официальных делегаций "Лаура" в Красной Поляне. kremlin.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International.)