Глухие времена
Я надеялся, что, как говорится, «тема исчерпана».
Черта лысого!
3 апреля на «Эхе Москвы» была какая-то очередная дискуссия «о фашизме». Участвовавшая в ней Женя Альбац (вела себя очень достойно, сказала Проханову прямо в лицо, что он просто повторяет Гитлера и Геббельса) может, при желании, подробнее написать о самой дискуссии.
Я же совсем о другом. Там был, как положено на «Эхе», опрос слушателей, «рикошет». Все чаще это уже бумеранг. Вопрос: «Вы одобряете деятельность скинхедов?» Ответ: «ДА, ОДОБРЯЮ!» — 29% слушателей «Эха».
Ясно, да?
Слушатели «Эха» считаются (и, видимо, так оно и есть) наиболее «демократической» частью общества. Что бы ответило ВСЕ общество?
Вы одобряете деятельность пьяных ублюдков, убивающих, калечащих и насилующих встречных-поперечных? ДА, ОДОБРЯЮ.
Вы понимаете, как устроены мозги у тех мирных, среднего и вышесреднего возраста обывателей (подростки не звонят на «Эхо»), кто так отвечает?
Да черт с вами, имейте вы любые «этнические предрассудки», то есть зависть, страх, недоверие к чужакам. Это было, это будет. Но общество держится здравым смыслом обывателя. Если средний обыватель считает, что убийцы и насильники ему симпатичнее, чем убитые и изнасилованные, то очевидно: это общество глубоко больно – здравый смысл трещит по швам.
Тоже мне, «оригинальный вывод». Неоригинальный. Только все дело в запущенности болезни. Судя по таким опросам, это уже очень тяжелая стадия – куда тяжелее, чем мне казалось еще совсем недавно.
Нет, «нацизма», «фашизма» в России не будет – нет фюрера, нет партии, нет идеи. Что же будет?
Затею этого рассказа
Определить мы можем так –
То русский, пьяный наш кабак
Подвинут к высотам Кавказа.
Прилив грязи в нашем кабаке впечатляет…
Спросите тех же обывателей, что делать с уличными хулиганами, убийцами, насильниками? Вешать-резать-сажать на 125 лет. Вот он – грубый, примитивный, жлобский, но инстинкт самозащиты трусливого обывателя. На этом «облагороженном жлобстве» и держится общество, закон. А вот здесь – не работает «основной инстинкт» самосохранения общества. Обыватель, судя по таким опросам, на грани помешательства: "жлобство" при нем осталось, а вот инстинкт самосохранения заклинило.
Это – бывает.
1932 год, Германия. Группа штурмовиков ворвалась в каком-то крохотном городке в Померании в дом одного рабочего-коммуниста, его убили на глазах матери. В уже тонущей Германии нашелся еще отчаянный судья, который приговорил убийц к смерти.
Тогда, накануне выборов в Рейхстаг руководитель штурмовых отрядов Эрнст Рем примчался к ним в тюрьму и заявил на всю Германию: «Я полностью присоединяюсь к вам. Я беру всю ответственность за вас. Я восхищаюсь вами. Мы освободим вас. Если удастся – по закону. Не получится – без закона. А эта свинья (судья) будет висеть на той виселице, которую он приготовил для вас». Гитлер прислал телеграмму: «Братья, мы освободим вас, даю вам слово. Вы – честь Германии, приговор вам – это приговор Германии. Мы порвем ваши цепи, мы порвем цепи Германии».
Ясно, да?
Вожди крупной политической партии прямо поддерживают прямых убийц. И обыватель, законопослушный немецкий мещанин, десятками миллионов пошел голосовать… за предводителей убийц, разбойников!
В России нет «крысолова», который повел бы за собой обезумевших отцов семейств. В этом разница. Но степень безумия, внутреннего распада сознания миллионов людей – поражает.
Нет, это не только «естественная ксенофобия». И не просто гарантированная безнаказанность негодяев. Этот психический выверт может объясняться только какими-то дополнительными факторами.
«Возрастание сверх обычного нужды и бедствий трудящихся масс» — нет этого. «Верхи не могут…» — могут, очень даже могут. «Низы не хотят…» — хотят, не хотят, но терпят. Так в чем же дело? Что повышает естественный фон ксенофобской радиации в обществе?
Сознательная политика, ведущаяся через СМИ. Разжигание «патриотического антиамериканизма», «патриотического психоза». Все знают, что антиамериканизм-антисемитизм-антикавказские настроения – это просто три грани одного и того же (что не мешает многим кавказцам быть ярыми американофобами и антисемитами, а евреям – быть кавказофобами, а изредка – и американофобами).
ТВ сознательно и последовательно доводит слабое политическое сознание людей до точки кипения. Враги, враги, кругом враги… Но американцы далеко, а другие враги – близко. На том же «Эхе» Проханов занят прямой юдофобской пропагандой в стиле Геббельса. А вот Леонтьев ксенофобией не занимается. Но яд ненависти, постоянно источаемый на США, "несуществующую" Украину, Грузию, деление мира на «наших» и «врагов» — это делает для ксенофобии ничуть не меньше, чем откровенные рассказы о том, как «малый народец» губит Россию. И вот на этой ксенофобской основе они собираются строить новую империю?..
Когда-то царь делал прямую ставку на погромщиков. Ему говорили «Ваше Величество, сегодня они громят жидов – а завтра возьмутся за помещиков, а послезавтра…». Он не понимал. Кажется, так до конца и не понял.
Сегодня власть не питает в отношении «святого народа» иллюзии сентиментального помещика Романова. Она пытается играть в «газ-тормоз»: сами разожжем антиамериканизм – сами погасим ксенофобию, будем подкручивать фитилек по мере надобности…
Я не знаю, может быть, и получится – всяко бывает. Но вонь от этого фитилька идет такая, особенно в смердящем эфире, что дышать действительно нечем.
Что же тут можно поделать?
А – ни хрена нельзя. Ни черта не изменишь.
И погромче нас были витии,
Да не сделали пользы пером.
Дураков не убавим в России,
А на умных тоску наведем.
Не натаскаешь решетом воду… Поэтому остается обсуждать только свою личную стратегию, свою сугубо личную гигиену.
Ну, скажем, участвовать или не участвовать в постыдных ТВ-шоу, рядом с Прохановым, Дугиным, Савельевым, иными геополитиками-докторами наук-патриотами (не говоря уж об этой ж.…). Конечно, выгодно повышать свою капитализацию, свой личный рейтинг – ясное дело. Но тут уж каждый за себя решает. А жалкая ложь «так я же с ними спорю» — ну зачем себе врать. Хочешь светиться – участвуешь, не хочешь – не участвуешь. А твои «споры», легитимирующие их взгляды (вот видите, у нас и либералы попискивают), – не надо смешить народ… Без меня большевики обойдутся.
Для меня, скажем, давно уже непростая проблема, ходить на «Эхо» — или не ходить, чтобы не отвечать в десятитысячный раз на вопрос «за что вы так ненавидите Россию?». Есть у вас Проханов – ну спросите об этом у него. У меня так красиво ответить все равно не получится…
Но все-таки на «Эхе», пока еще, большинство слушателей вроде бы нормальные. Значит, еще какое-то время можно с ними поработать. А когда станет ясно, что слушатель «дошел до кондиции» — ну тогда надо сваливать, очищать место… Но это, наверное, будет все-таки Завтра. Или уже пора?
В общем, это так – мелкие проблемы мелких журналистов. А крупные проблемы решены без нас. «Америка – параша, победа будет наша». Ваша, ваша – кто бы спорил. В любом вагоне метро – победа ваша, а если надо, то и параша будет ваша. Во всяком случае, побеждаете вы. Тем более что победили вы только самих себя, свои проблески здравого смысла.
Такие нынче времена.