Прямая речь
23 ОКТЯБРЯ 2020
Дмитрий Орешкин, политолог:
Сам по себе жанр износился. Мало кому интересно, что он говорит и зачем. Члены Валдайского клуба спрашивают: «А Вы пойдёте в 24-ом году?» А он им устало отвечает, что ещё не решил. Хотя понятно, что и вопрос идиотский, Путин дал на него ответ, введя конституционные поправки, и никуда он теперь не денется, уйти от власти он не может. И все разговоры о преемнике ни к чему, иначе зачем нужно было затевать всю тягомотину с поправками, когда все люди из его окружения говорили, что президент не должен быть «хромой уткой», поскольку это вызывает дестабилизацию. Всё это уже обсудили, обсосали, обдумали, но, нет, к нему опять пристают и он в сотый раз говорит, что надо подождать и посмотреть.
И о чём в таких условиях спрашивать? О том, что Россия не может ввязаться в конфликт в Карабахе? Тоже понятно, не может она поссориться ни с Азербайджаном, ни с Арменией, что-то решить в регионе — кишка тонка. Турция отчаянно впутывается в эту ситуацию, поддерживая одного из участников конфликта, а Кремль должен изображать непредвзятую третейскую сторону. И что тут обсуждать? Очередной войны на фоне пандемии и экономического коллапса Путин не потянет. А интересоваться тем, как он это объяснит — это для людей, коллекционирующих высказываний Владимира Владимировича Путина.
Это так же неинтересно, как его «прямая линия». Всё, что Путин придумывал в первой половине своего правления, и оно работало, теперь вызывает плохо скрываемое раздражение и разочарование, а ничего другого они придумать не могут. И приходится повторять эти старые решения, вызывая усталость и раздражение даже у собственных сторонников.
Прямая речь
19 СЕНТЯБРЯ 2013
Алексей Макаркин, Центр политических технологий:
Власть приглашает оппозицию на выборы: «Пожалуйста, идите на выборы, пожалуйста, участвуйте, не ходите на улицы, ходите на избирательные участки». Но при этом оппозиция на выборах очень часто оказывается в неравноправном положении по сравнению с властью, причем не только так называемая радикальная оппозиция, но и вполне умеренная, лояльная, парламентская. Когда идет речь о том, что надо обеспечить в регионе соблюдения правил игры, то федеральная власть часто предпочитает своих, то есть власть региональную. Только что был случай в Хакассии, когда даже Центризбирком сказал, что партию РПР-ПАРНАС надо регистрировать, а региональные власти ее все равно к избирательной кампании не допустили. За этим не следуют никакие санкции, потому что это свои, это часть вертикали, а оппозиционеры, даже если их приглашают, все равно чужие. Кроме того, власть ставит ограничители. Она дает понять, что если оппозиционный кандидат идет на выборы и у него нет шансов выиграть — пожалуйста, пускай идет, даже если он «радикал». Если оппозиционный кандидат идет на выборы на муниципальном уровне и у него есть шансы выиграть — пускай идет. Муниципальный уровень не страшен, все равно есть масса возможностей даже победившего оппозиционного градоначальника максимально ограничить и в финансовом плане, отсекая ему финансовые потоки, и при помощи провластного большинства в городском совете, и через уголовное расследование. Если мы посмотрим на историю с прекрасной победой оппозиционера Евгения Урлашова в прошлом году в Ярославле, то там были использованы все эти способы. Если же какая-либо оппозиционная сила имеет серьезный шанс на региональном уровне, на выборах законодательной власти или даже исполнительной, то это по негласным правилам считается недопустимым. Об этом свидетельствует разгром «Гражданской платформы» в Ярославле. Поэтому я думаю, что власть хотела бы локализовать оппозицию на выборах, направить ее в конструктивное, с ее точки зрения, русло, однако сам характер электорального процесса в очень многих российских регионах таков, что для оппозиции это не очень привлекательно — пойти на выборы без гарантии того, что у тебя будут равные возможности, что тебе правильно посчитают голоса. Скандальная ситуация в связи с выборами наблюдалась сейчас не только в Хакасии и Ярославле, но и, например, в Рязани, в Ростове. В Екатеринбурге Ройзман выиграл муниципальные выборы, но теперь у него крайне ограничены возможности, зато очень много рисков, связанных с теми проблемами, которые уже видны по истории с Урлашовым. Поэтому тот маршрут, по которому власть направляет оппозицию, с одной стороны, конечно, свидетельствует об изменении в политике по сравнению с тем, что было раньше, когда оппозицию вообще никуда не пускали и реальная оппозиция приравнивалась к экстремистам, но, с другой стороны, все равно подводных камней очень много.
Отнесение того или иного человека к той или иной подгруппе оппозиции зависит от конкретной обстановки. Кто у нас радикал, решает власть, причем в каждой конкретной ситуации решение может быть изменено и подкорректировано. Не думаю, что власть относится к Навальному как к безнадежному радикалу. Скорее она до сих пор пытается понять, возможно ли его как-то адаптировать. С другой стороны, наверное, есть и более жесткая позиция, что адаптировать его нельзя, а надо сажать, причем неясно, какая из этих позиций восторжествует. Аргументами одних может быть то, что у Навального все равно ограниченный круг сторонников, несмотря на то, что их очень много, их количество увеличилось, но ему будет непросто прорваться за пределы столицы к существенно более инерционному электорату. Аргументы других могут сводиться к тому, что он все равно является опасной, дестабилизирующей фигурой, что хотя в конце 2000-х годов говорилось, что этим радикалам, этим столичным интеллигентам ничего не удастся сделать, но все эти прогнозы были опровергнуты.
Прямая речь
23 ОКТЯБРЯ 2015
Алексей Макаркин, политолог, заместитель директора Центра политических технологий:
Валдайский форум – это не только возможность для зарубежных и российских экспертов поговорить друг с другом, но и шанс задать какие-то вопросы президенту. Особенность форума в этом году состояла в том, что зарубежные представители экспертного сообщества оказались в ситуации, когда все меняется стремительно и очень трудно что-то спрогнозировать. Ещё несколько месяцев назад в центре внимания были Донецк с Луганском, а сейчас это Сирия. Видно, что Владимир Путин делает массу тактических ходов, например, буквально накануне Валдая в Москву приезжал Асад. И, конечно, многим хотелось не только получить объяснения тому, что произошло, но и попытаться понять, какие ходы будут предприняты дальше.
Само выступление президента было, по сути, продолжением его речи в ООН. Чувствовалось очень сильное раздражение на Америку, которое демонстрирует, что стороны друг с другом не договорились и что сделать это будет очень сложно. По поводу Украины Россия и Запад ведут диалог в минском формате, в котором представлены Франция и Германия. Понятно, что США также заинтересованы в этом диалоге, хотя непосредственно в нём и не участвуют. Но хотя формально удалось добиться согласия всех сторон на продолжение Минского процесса, фактически речь идёт просто о замораживании конфликта. Это означает сохранение санкций, но, видимо, замораживание – это максимум, о чём можно было договориться. По Сирии удалось добиться того, что стороны предупреждают, кто куда вылетает для того, чтобы не уничтожить чужой самолёт.
Таким образом, как в Украине, так и по поводу Сирии удалось согласовать только какой-то минимум, после которого видно, что приоритеты сторон совершенно разные. Минские соглашения вряд ли могут быть выполнены в полном объёме. И по сирийскому вопросу прийти к какому-то политическому урегулированию будет очень сложно. Россия активно, военным путём поддержала Асада, а Запад требует его ухода. Они готовы позволить ему остаться на какой-то переходный период, но он сам совершенно не понимает, зачем ему вообще уходить, если у него есть такая поддержка, и он в значительной степени контролирует столицу и населённые районы страны. В то время как оппозиции не удалось занять полностью ни одного крупнейшего города. Поэтому те варианты, которые рассматриваются — переговоры и взаимодействие Асада с оппозицией против ИГИЛ, досрочные выборы, в которых Асад будет участвовать и на которых он выиграет, так как они будут проходить под его контролем, — не устраивают ни Запад, ни оппозицию. Договориться можно только о каких-то минимальных вещах, но стратегический компромисс маловероятен.
Наконец, экспертов на Валдае интересовало, как в такой ситуации будут выстраиваться отношения, хотя бы в среднесрочной перспективе. И здесь не видно какого-то доверия между Россией и Западом. У сторон не только совершенно разные интересы, но разные приоритеты и внутренние представления о том, что является причиной конфликтов и что надо делать. Фактически, разошлись не только в вопросе о конкретном конфликте, что происходило и раньше, например, по поводу Югославии или Ирака. Говорить, что Россия до февраля 2014 года всегда была в замечательных отношениях с Западом, неверно. Но всегда было минимальное доверие и попытки хотя бы как-то говорить на оном языке, хотя это и становилось всё сложнее.
Но сейчас – ничего подобного. Максимум о чём сейчас можно договориться – не обострять отношения дальше и не доходить до непосредственного лобового столкновения. Здесь возможности имеются, никто не заинтересован в слишком большом конфликте и шагах, которые окажутся совершенно необратимыми. Это было видно и по вчерашнему мероприятию. Но состояние, близкое к «холодной войне», сохраняется и в ближайшем перспективе никуда не уйдёт.
Андрей Колесников, журналист:
Ничего важного Владимир Путин на Валдайском форуме не сказал, он просто повторил все свои основные идеи и идеологемы. Степень враждебности к Западу была вполне на уровне последнего времени. Никакой сенсации в том, что он, например, обвинил Запад в двойных стандартах, нет – он всегда так говорил. Конечно, он мог бы быть помягче, но, так как сейчас наступил этап «силовой дипломатии», никакой мягкости быть не может, и он намеренно сгущает краски и делает свою риторику намеренно более агрессивной, чем в ходе выступления в ООН. Хотя и там агрессии хватало.
Таким образом он демонстрирует явное стремление двигаться в том же направлении, в котором он шёл с самого начала сирийской истории. Можно называть это новым этапом, можно – продолжением того, что он делал во внешней политике всё последнее время. Но принципиально ситуация, связанная с его неуступчивостью, конфронтацией с Западом и невозможностью снятия санкций, не изменилась.
Кроме того, он ещё раз продемонстрировал содержимое своих мозгов «в разрезе». Вся эта конспирология, дикие представления о том, что русский народ – душа, а Запад – прагматика. Но такие его идеи, к сожалению, тоже не новость.