В минувшую пятницу в Москве был побит рекорд, который не назовешь долгожданным. Впервые за всю историю наблюдений количество выявленных заболевших коронавирусной инфекцией за сутки благополучно перевалило за девять тысяч, и, по словам ответственных чиновников, в ближайшее время показатель этот будет только расти.
На этом тревожном фоне столичный мэр чуть не в ежедневном режиме выступает с громкими алармистскими заявлениями, которые можно назвать даже паническими. То он говорит о «взрывном росте» заболеваемости, то анонсирует индийский штамм, которым, оказывается, на подведомственной ему территории заражено 89% от числа всех заболевших. И про то, что штамм этот гораздо агрессивнее и опаснее старого доброго уханьского, мы тоже узнаем от Сергея Семеновича.
Не надо быть опытным аналитиком, чтобы разгадать нехитрую стратегию столичных властей. Очевидным образом они готовят почву для ужесточения мер по борьбе с эпидемией и введения дальнейших дискриминационных санкций против отказывающихся вакцинироваться.
Все мы прекрасно помним, как плотно закрыли столицу весной прошлого года: пустые улицы, QR-коды, закрытые рестораны и кафе, с собачкой пускали не дальше, чем на двести метров от собственного подъезда. И штрафы, штрафы, штрафы…
Сегодня, когда эпидемиологическая ситуация уже хуже той, что была год назад, ничего подобного мы не наблюдаем. Какие-то смешные запреты, которые никто не соблюдает — детские площадки кишат детишками, физкультурники резвятся на брусьях, лавочки в скверах заполнены отдыхающими. С лавочками вышла вообще забавная история: сначала на них запретили садиться, но, обнаружив, что все на этот запрет чихали, официально разрешили. И в целом по столице ситуация нынче совершенно иная, чем прошлым летом: в ресторанах не протолкнуться, на Красной площади проводится книжный фестиваль, парки, скверы, стадионы заполнены отдыхающими. Получается, стратегия «глухого локдауна» признана ошибочной? Тогда как быть с многомиллионными штрафами, с разрушенными бизнесами? Люди же могут потребовать компенсаций.
Посмотрим, что получится у Сергея Собянина с «мягким принуждением к вакцинации» работников сферы обслуживания и торговли. Правовые механизмы реализации этой программы пока не очень ясны, но более или менее понятно, что угроза увольнения «отказников» впрямую противоречит отечественному трудовому кодексу. Это если не вводить режим «чрезвычайной ситуации» вместо имитационного и внеправового режима «повышенной готовности».
Уже и год назад различные комментаторы отмечали, что бурная активность московского мэра вызывала глухое недовольство Администрации президента. В АП считали, что Сергей Собянин слишком много на себя берет, пытается перехватить у Кремля повестку борьбы с пандемией и вообще, что называется, «много себе позволяет». Сегодня нет никаких сомнений в том, что противоречия между столичным властями и федеральными будут только усугубляться. Владимир Путин в свое время прямо высказался о том, что считает обязательную вакцинацию недопустимой, московский мэр ничего по этому поводу говорить не стал, а просто ввел эту меру. Пока в отношении определенной группы граждан. Вслед за ним, проигнорировав мнение главы государства, подобные же ограничения установили в своих вотчинах главы еще трех регионов. Это уже похоже на фронду.
Политически Кремль, конечно, в тяжелой ситуации. Рейтинги власти и «Единой России» ползут вниз. Введение жестких ограничительных мер только ускорит это обрушение, чего на фоне предстоящих думских выборов начальство, естественно, допускать не хочет. Но пандемии на выборы глубоко наплевать. Главы регионов в не менее тяжелом положении: с одной стороны, с них никто не снимает ответственности за результаты предстоящего электорального мероприятия, с другой — наплевать на борьбу с эпидемией они тоже не могут. Когда в больницах закончатся свободные места, спросят, прежде всего, с них.
В любом случае надо понимать одну простую вещь: заложниками всей этой сложной политической коллизии становятся граждане России. Их жизни, их здоровье оказываются в зависимости не от реальных возможностей отечественной медицины и даже не от эффективности управленцев, а от развития пошлой политической интриги.
Поэтому повторю сказанное многократно: надеяться остается только на самих себя и стратегию выживания в условиях, когда власти заняты решением совершенно иных проблем, придется выбирать самостоятельно, отчетливо осознавая, что российским властям любых уровней на вас глубоко наплевать…
Фото: личная страница Мэра Москвы в Инстаграм