С днем рождения, Владислав Александрович!
25 апреля Владиславу Третьяку исполнилось 54 года.
Время все-таки довольно причудливая штука. Я молодой человек, но Третьяка в воротах помню отлично, как и то, что мы сами играли в Третьяка и Гретцки после тех великих битв с канадцами. Я был в числе десяти тысяч счастливцев, грустных счастливцев, которые пришли в «Лужники» на прощальный матч Третьяка, а заодно Мальцева и Васильева. Сборная СССР играла тогда со сборной Европы и легко победила, а каждый из виновников торжества успел отметиться на поле каким-нибудь фирменным приемом. Вот только, кроме нас, никто этого не видел. В те дни как раз умер маршал Устинов, и, естественно, вся страна страшно скорбела, так что игру не только не показали живьем или в записи, ее вообще не снимали. О том матче позже довелось слышать немало легенд, как об играх какой-нибудь довоенной поры, когда телевидения не было и рассказы о звездах спорта передавались, словно сказки, — из уст в уста.
По современным меркам, Третьяк ушел на пенсию очень рано, в 32 года, но и навыигрывал он всего как никто другой. Как ни банально это звучит, было то словно вчера, а сегодня ему уже 54. И опять вся надежда на него, как в те времена, когда часовым он был поставлен у ворот и был тем вратарем, который, по поговорке, — половина команды. 54 вообще интересный возраст. Например, Ленин в 54 умер, сделав столько, что мы до сих пор никак не расхлебаем. А Горбачев в 54 был мало кому известен, а через месяц начал такое, что мы… тоже до сих пор расхлебываем в самых разных смыслах. Когда Михал Сергеич пришел, Третьяк уже ушел.
Теперь он опять пришел. Но Третьяк не будет управлять государством. Ко дню рождения он получил подарок в виде поста президента Федерации хоккея. Формально его выбрали, но выборы получились своеобразные. В бюллетене одна фамилия, проголосовали единогласно. О том, что этому предшествовало, я на страницах «ЕЖа» уже писал не так давно. Предыдущего главу ФХР выгнали (хотя формально он ушел сам, с благодарностями и почестями) не за катастрофические результаты сборной, 12 лет ничего не выигрывавшей, не за полный развал детского и молодежного хоккея, а за пьяный дебош с матерщиной и метанием апельсинов в присутствии «больших» людей.
Все решилось в Администрации президента, где выдвинули нового кандидата — Павла Крашенинникова, а потом по каким-то причинам заменили его Третьяком. Поэтому и сами выборы никакого смысла не имели, и голосовали все «за» тоже поэтому: какой смысл рыпаться, если все решено на таком верху, до которого голову задирать — шею свернешь.
Но, как ни прискорбно, только запуск административного ресурса по полной программе и привел хоть к какому-то разумному выходу. Иначе Стеблин руководил бы хоккеем еще дольше, чем его футбольный коллега Колосков. Так что, будь мы хоть сто раз демократы, но вмешательство верховной власти в совершенно не ее вопрос и решение этого вопроса в худших советских традициях в итоге всеми приняты с удовлетворением и восклицаниями типа «давно пора».
Третьяк — человек хороший во всех отношениях. Умный, что для спортсмена, по мнению обывателя, редкость. Он нашел себя после спорта, не запил, не опустился, он обеспеченный и вполне «благоустроенный» человек. Он честен, порядочен и обаятелен, во всяком случае, ничего плохого я про него не слышал. Он, в конце концов, самый великий хоккеист в нашей истории. То есть как личность Третьяк — идеальный кандидат. Но хороший человек, как известно, не совсем профессия. Какой из него выйдет президент — вот вопрос!
Будь ты семи пядей во лбу и образцом порядочности и профессионализма, но успех невозможен без трех вещей: программы, команды и денег.
Программа уже озвучена, и первый пункт — сборная. Лично я не уверен, что спасать тонущий корабль нужно с верху — с кают первого класса, но, с другой стороны, сборная — витрина хоккея, по ее успехам судят об уровне развития игры в стране, да и публику мало волнуют рутинные дела, она в массе своей интересуется лишь чемпионатами мира и Олимпийскими играми — ей золото подавай. Побеждай наша сборная, Стеблин мог бы сколько угодно пить по утрам шампанское в сауне и швыряться апельсинами. А вот когда успеха нет…
Для меня принципиально важно, что Третьяк отлично знает хоккей по обе стороны океана и уважаем не только дома, но и в Америке. Причем уважаем не только среди болельщиков, но и среди наших хоккеистов в НХЛ. Это нелепо и позорно делить граждан своей страны по принципу места работы. Все, кто играет в НХЛ, автоматически зачислены в бездельники, рвачи, капризные хамы. А местные, играющие в России, — непременно чудо-герои и бессребреники. Но стоит человеку пересечь границу, как он из патриота превращается в предателя, только и исключительно по причине отъезда.
Чтобы сборная побеждала, нужна не только команда без деления на «своих» и «приезжих». Нужны тренеры, которые помимо бесконечных сборов и «установок на игру», состоящих из сплошного мата вперемежку с призывами «Давай, давай!», будут и в самом хоккее разбираться. Что такое команда, Третьяк знает будь здоров как. Хоть он и феноменален, без партнеров ничего не сделал бы, ведь вратарь лишь «половина команды». То есть сам Третьяк — человек более чем хоккейный. Но о том, чтобы у него был полк толковых помощников, менеджеров, координаторов, юристов, экономистов — об этом ничего не известно. А это с высокой степенью вероятности свидетельствует о том, что всей текущей работой, осуществлением любых новаторских программ будет заниматься все та же старая стеблинская команда. Как вы думаете — это хорошо?
И наконец деньги, без которых всякий замысел — даже не проект, а прожект. А где взять деньги? У государства и больших компаний. Сам наш спорт зарабатывать не умеет, зато мы умеем тратить. Много и непонятно на что. Российские клубы по уровню гонораров вышли на второе место в мире, отставая от НХЛ, но опережая всех остальных. А детские школы почти не финансируют, своих воспитанников нет, и в воротах, то есть на территории Третьяка, в Суперлиге играют почти одни канадцы — и это в России! В то же время игрокам у нас могут месяцами не платить зарплаты, что в провинциальном клубе, что в столичном. И благосостояние спортсменов зависит исключительно от благосклонности губернатора или олигарха.
В ситуации с деньгами даже сто Третьяков ничего быстро не изменят. Нужно учиться зарабатывать. Но уже сейчас можно попробовать сделать так, чтобы траты стали разумнее. Это очень трудно, это противоречит нашим традициям и национальному характеру. Но от каждого вновь приходящего на роль спасителя ждут именно этого: большого успеха и желательно поскорее, попросту говоря, чуда. В общем, с днем рождения, Владислав Александрович! Ну и подарок вам сделали…