В ХХ веке человечество несколько раз сталкивалось с проблемой избавления от тоталитаризма. Есть два типа успешных опытов. Один после Второй мировой войны, опыт Германии, Австрии и Японии. Второй — после распада того, что тогда называлось «мировая система социализма».
Опыт первого типа имеет в качестве предпосылок военное поражение, оккупацию и довольно длительный период насильственной денацификации и демилитаризации. Опыт второго типа основан на самостоятельном избавлении, когда тоталитаризм был изначально навязан извне, стал результатом внешней оккупации и после слома оккупационного режима страна самостоятельно очищалась от тоталитарной идеологии и политики.
Опыт Австрии носит промежуточный характер, что во многом связано с характером австрийского «приобщения» к тоталитаризму и концепцией «Австрия — первая жертва нацизма».
«Доктрина жертвы»
Основой послевоенной государственной идеологии Австрии и национального самосознания австрийцев стала концепция «Австрия — первая жертва нацизма» — политический лозунг, провозглашённый на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании 1943 года. В соответствии с интерпретацией этого лозунга аншлюс 1938 года был исключительно актом военной агрессии гитлеровской Германии. Австрийская государственность прервалась, поэтому возрождённая в апреле 1945 года Австрия не могла и не должна была нести какую-либо ответственность за преступления нацистов. Сложившаяся к 1949 году «доктрина жертвы» утверждала, что все австрийцы, включая активных сторонников Гитлера, были невольными жертвами гитлеровского режима и потому также не отвечали за его преступления.
«Доктрина жертвы» стала основополагающим мифом австрийского общества. На её основе состоялось возвращение в общественную и политическую жизнь бывших нацистов. В течение почти полувека австрийское государство отрицало какую-либо преемственность с политическим режимом 1938-1945 годов, активно поддерживало миф о жертвенности австрийского народа и культивировало в нём дух национального единства. По факту это было единство с нацистскими преступниками. Послевоенная денацификация была быстро свёрнута, ветераны вермахта и войск СС заняли в обществе почётное место.
Одним из следствий доктрины стала позиция МИД Австрии по еврейскому вопросу: поскольку преследование евреев было делом рук не австрийцев, а германских оккупантов, то «в соответствии с международным правом австрийским евреям следует направлять требования о репарациях не Австрии, а германскому рейху». Для убеждения стран-победителей министр иностранных дел Австрии Карл Грубер (во время Второй мировой войны он работал на немецкую фирму в Берлине) организовал составление и издание «Красно-бело-красной книги». Тщательно и пристрастно скомпилированная подборка реальных документов и «исторических» комментариев, по замыслу австрийских политиков, должна была убедить власти стран-победителей в насильственном характере аншлюса (что правда) и в массовом неприятии австрийцами гитлеровского режима (что ложь). Составители «Книги» утверждали, например, что в 1938 году 70 % австрийцев не просто не поддерживали аншлюс, но якобы испытывали к нему «фанатичную вражду». Так был заложен лживый миф, ставший идеологическим фундаментом послевоенной Австрии
Аншлюс
В действительности аншлюс был актом насилия и состоялся в условиях вооруженного вторжения рейха. Но при этом абсолютное большинство австрийцев аншлюс приветствовало. 10 апреля 1938 года в Германии и Австрии состоялся плебисцит об аншлюсе. По официальным данным, в Германии за аншлюс проголосовало 99,08% жителей, в Австрии — 99,75%.
Австрийцы, в целом, были лояльны Гитлеру вплоть до падения Третьего рейха. Подавляющее большинство австрийцев до самого конца активно поддерживали режим. Из 6,5 миллионов австрийцев всех возрастов 700 тысяч (17 % взрослого населения) были членами НСДАП. Выходцы из Австрии составляли непропорционально большую долю нацистского репрессивного аппарата: Австрия — провинция, в которой жили 8% населения Рейха — дала 14% персонала СС и 40% персонала лагерей смерти. Свыше 1,2 миллиона австрийцев воевали на стороне Рейха.
Денацификация-лайт
В мае 1945 года послевоенное австрийское правительство Карла Реннера запретило НСДАП и ее организации и обязало всех членов НСДАП зарегистрироваться в органах местного самоуправления. Зарегистрировалось более 500 тысяч бывших членов НСДАП, которые были лишены некоторых гражданских прав. Более 100 тысяч нацистов были уволены с руководящих постов. Особые суды вынесли приговоры в отношении 13 тысяч человек, виновных в военных преступлениях, но наказали нестрого — из этого числа только 43 человека приговорили к смертной казни. Вскоре почти всех бывших австрийских нацистов простили. В апреле 1948 года закон об амнистии рядовым нацистам восстановил в правах 482 тыс. членов запрещённой НСДАП. Вновь наказание нацистов было прописано в Государственном договоре о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15 мая 1955 года, статья № 12 которого запретила служить в Вооружённых силах Австрии бывшим членам НСДАП.
Переосмысление и отказ от «доктрины жертвы»
Комфортная «доктрина жертвы» была идеологическим консенсусом Австрии до конца 80-х годов. Ее переосмысление началось с «дела Вальдхайма». Курт Вальдхайм был австрийским дипломатом и политиком, поднявшимся после Второй мировой войны по карьерной лестнице до постов генсека ООН и президента Австрии.
В 1986 году во время избирательной кампании были опубликованы документы и свидетельства о нацистском прошлом Вальдхайма, включая его удостоверение вермахта. В своей биографии Курт Вальдхайм скрыл тот факт, что он участвовал в депортации евреев в Греции в 1942 году. Тем не менее он был избран президентом. Сам Вальдхайм не признавал за собой вины и говорил: «Я делал на войне то же самое, что сотни тысяч других австрийцев, а именно выполнял долг солдата». Комиссия историков, инициированная самим Вальдхаймом, не смогла доказать его прямое участие или соучастие, но установила, что Вальдхайм — вопреки своим заявлениям — должен был знать о военных преступлениях на Балканах.
Израиль в то время отозвал из Австрии своего посла. США в 1987 году внесли Вальдхайма в американский «список наблюдения», запрещавший ему въезд в США как частному лицу до выяснения выдвинутых против него обвинений. Тем не менее Вальдхайм пробыл на посту президента Австрии полный срок — несмотря на разоблачения, критику и международную изоляцию. Однако скандал стал переломным моментом, заставившим австрийское общество вернуться к теме ответственности Австрии за преступления национал-социализма.
В 1991 году канцлер Франц Враницкий выступил в австрийском парламенте и признал соучастие австрийцев в событиях Второй мировой войны и ее последствиях. В 1998 году была создана комиссия историков, которой было поручено разобраться с разграблением еврейского имущества после аншлюса. В 2003 году она представила 49-томный заключительный доклад по этому делу.
По сравнению с другими странами, преодолевавшими тоталитарное прошлое, расставание с ним Австрии было более мучительным. О чем, в частности свидетельствуют электоральные успехи ультраправой Австрийской партии свободы, основу которой изначально составили бывшие нацисты.
Фото: wikipedia.org