КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В Кремле Десять лет спустя

vremya.ru/informacia.ru/dipmir.net
Ну что, господа, похоже, скучно нам этим летом не будет. По крайней мере, началось оно очень весело – если отставка одного из виднейших представителей либерального крыла правительства, главы МЭРТа Германа Грефа, еще под вопросом, то Генпрокурор Владимир Устинов уже уволен со своего поста. Уволен фактически без объяснения причин (в голову приходят слова «без объявления войны») – формулировка «по собственному желанию» в данном случае не больше, чем фигура речи.

Владимир Устинов – могущественный член так называемой команды силовиков, возглавляемой заместителем руководителя президентской администрации Игорем Сечиным, которая, по мнению большинства экспертов, в последнее время брала верх над либералами в нескончаемой битве за президентское ухо. За право определять внутреннюю и внешнюю политику России. Казалось, что очередная аппаратная победа сечинского ставленника, премьера Михаила Фрадкова, над Германом Грефом, приведшая к тому, что последний попросился на волю – очередное красноречивое подтверждение вышеприведенного тезиса. Так что, отставка Устинова - это, что называется, «империя наносит ответный удар»? По-моему, вряд ли. Похоже, что никакая «либеральная империя» здесь ни при чем. Похоже, взбрыкнул сам главный фигурант новейшей российской истории. То есть Владимир Путин. Теперь хорошо бы понять: увольнение Генпрокурора - это уже выстрел на поражение или пока еще только предупредительный?

Владимир Путин очень многим обязан Владимиру Устинову. Пожалуй, не было в нынешнем окружении президента человека, который бы так рьяно бился за интересы патрона. Правда, на роль кардинала Ришелье он, конечно, не тянул. Ришелье - это все-таки Сечин. Устинов скорее классический граф Рошфор. То есть идеальный исполнитель, заплечных дел мастер, готовый в любую минуту выполнить волю хозяина. «Дело ЮКОСа» как нельзя лучше иллюстрирует эту характеристику. Устинов играл в нем первостепенную, ведущую роль и, с точки зрения поставленной задачи, справился с ним блестяще – Михаил Ходорковский оказался в тюрьме, имущество ЮКОСа из карманов законных владельцев плавно перетекло в карманы экспроприаторов, а некогда лучшая компания страны оказалось фактически уничтоженной. Но в истории с разграблением ЮКОСа Владимир Устинов выступал уже как проверенный боец, чья безусловная преданность не подвергалась ни малейшему сомнению. Эту репутацию генпрокурор начал зарабатывать с самого начала путинского правления. Достаточно вспомнить, что он принял непосредственное участие в уничтожении НТВ и травле ее владельца Владимира Гусинского. Видимо, тогда в Кремле и решили – правильный человек на правильном месте. А еще к Владимиру Устинову, несомненно, применимо определение «опора режима». И вот теперь этого «правильного» и преданного человека пинками прогнали с хозяйского двора.

Излишне говорить, что подобного рода избавление от подобного рода персонажа сопряжено для Владимира Путина с немалыми рисками. Увольнение Устинова ясно дало понять целой армии высокопоставленных и рядовых исполнителей воли нынешних власть имущих, что никакие заслуги, никакое деятельное участие даже в наиболее сомнительных проектах Кремля не дают гарантий собственной неприкосновенности. Что в любой момент хозяин может ими пожертвовать, что все они – лишь разменная карта в чужой игре. И никто их не защитит. Как Игорь Сечин не смог защитить Владимира Устинова. Совершенно очевидно — с увольнением Генпрокурора основы путинского режима пошатнулись. Что же заставило президента пойти на столь огромный риск?

«Это – несомненно знаковое событие, — сказал в разговоре с обозревателем «Ежедневного Журнала» один из близких к Кремлю политтехнологов. — Оно означает окончание целой эпохи. В последнее время большая группа высокопоставленных чиновников, в которую входил и Устинов, вела планомерную работу, направленную на ужесточение отношений с Западом. Причем срыв саммита G-8 в Санкт-Петербурге был для них всего лишь промежуточной задачей. Их стратегическая цель – третий срок президента Владимира Путина. Понятно, что реакция демократического мира на решение главы нашего государства тем или иным способом продлить свои полномочия была бы резко отрицательной. Вот они и вели дело к тому, чтобы на момент принятия этого судьбоносного решения отношения с Западом уже были бы полностью испорчены. Таким образом, важнейший фактор западного влияния на ситуацию с третьим путинским сроком просто переставал быть значимым. Другими словами: чего из-за них переживать, если они уже все равно почти враги? Уволив Устинова, Путин ясно дал понять, что не пойдет по этому губительному для России пути. Он свой выбор сделал».

Излишне говорить, что мой собеседник принадлежит к либеральному крылу российского руководства. Лично мне его комментарий кажется чересчур оптимистичным — посмею заметить, что уволен все же не Ришелье, а всего лишь Рошфор. Разумеется, это ничуть не умоляет значимости события, но все равно данный демарш – скорее все-таки предупреждение могущественной группировке, а не начало ее уничтожения.

На самом деле нынешняя ситуация в высших эшелонах российской власти очень напоминает ту, что сложилась в России десять лет назад, когда команда Анатолия Чубайса одержала верх над бригадой Александра Коржакова. Но тогда был изгнан именно бригадир, а сегодня пока только подручный бригадира. И потом не будем забывать: эти гэбешные ребята за последние годы почувствовали вкус власти и поднакопили солидный ресурс. И что, они просто так без боя сдадут завоеванные позиции и стройными рядами отправятся в свое допутинское небытие, а кто-то и на нары? Значит, в ближайшее время нам предстоит война, в которой российской либеральной общественности уже предстоит защищать Владимира Путина от его некогда ближайших сподвижников. А что, по-моему, забавный сценарий. Видно, какой-то умный человек его написал.
Обсудить " Десять лет спустя" на форуме
Версия для печати