Непоправимое
В Ираке погибли четверо сотрудников нашего посольства. И что тут говорить и комментировать? В стране идет война. Причем даже уже непонятно, кого с кем и за что. Ежедневно заложников берут десятками, по официальной статистике почти каждый восьмой гибнет. Изо всех подряд стран — и тех, что участвуют в коалиции, и тех, что к ней никаким боком не относятся. Потому что здесь, как и у нас в Чечне, — это бизнес и лишь отчасти политика. Думаю, и с нашими заложниками никакой политики не было. Судя по выдвинутым требованиям. Потому что если от вас требуют то, что вы не в состоянии выполнить даже теоретически, значит, такие требования просто предлог, формальное прикрытие. А чего они на самом деле хотели, теперь уж не узнать.
Вот, собственно, и всё. Трагедия, от которой не застраховаться и виноватых в которой ну нет ведь, по большому-то счету. Однако российский МИД сделал заявление. В понедельник к вечеру, хотя всё стало ясно сутками ранее. Видимо, писали и согласовывали текст. Написали!
Стиль мидовских заяв в последнее время как-то совсем уж ужасен. Разве что про «вашингтонских ястребов» и «израильскую военщину» не говорят, а так все совковые причиндалы в наличии. И спикеры отменные — Камынин, Троянский. Как будто вернулся в милое детство с программой «Время» и вождями на Мавзолее. Так вот, кратенько сообщив, что, «по всей видимости, случилось непоправимое» и добавив пару слов про всевозможные предпринятые усилия, мидовцы перешли к главному: в гибели наших соотечественников виноваты американцы и коалиция, которые должны обеспечивать безопасность и наводить порядок, но ни того, ни другого в Ираке нет. Далее последовала небольшая лекция на тему, кто виноват и что делать. Нам ли бриллиантов не знать? Положительный опыт Чечни не должен пропадать.
Появилось заявление, эстафету тут же подхватили федеральные каналы — и пошли по экрану «простые иракцы», полицейские, еще кто-то. И все как один возмущены (думаю, среди простого народа никто там про русских и не слышал, у людей своих забот хватает, они сами каждый день могут погибнуть или попасть в зиндан), все винят американцев, мол, без них мы жили хорошо, а теперь живем плохо.
Я понимаю, что это пропаганда, что пропаганда — вещь по сути мерзопакостная, но, друзья мои, должно же быть хоть что-то неприкосновенное! На крови, на горе, на гибели людей, наших же соотечественников, пиариться не паскудно ли?
Я понимаю, что всё это пустозвонство скоро сойдет на нет, уступив место в эфире и в мидовских цидулях другим темам. Но если дипломатов казнили, это не значит, что история завершилась. У них остались родные. Нормальное государство сделало бы все, не пожалело бы денег, чтобы помочь семьям погибших, чтобы они ни в чем не нуждались. Ведь эти четверо погибли, работая на государство в одном из опаснейших мест планеты. Сергей Лавров, правда, заявил, что родным дипломатов будет оказана помощь, но никак эту помощь не обозначил. Заявлений о необходимости найти виновных, не допустить, чтобы преступники ушли от возмездия, и далее в том же духе тоже было множество. Но есть опасение, что вот этими официозными молниями и громами всё и ограничится.
Мертвых не воскресить, но прощать такое нельзя. Конечно, зверство террористов не повод для того, чтобы сбросить на Багдад атомную бомбу. Но вспомним, как поступил Израиль в 1972 году после резни в олимпийской деревне. Евреи не успокоились до тех пор, пока не изловили и не уничтожили всех участников теракта до единого! Да, это отчасти самосуд, не соблюдены необходимые нормы и процедуры, это, прошу прощения, не вполне цивилизованно. Зато совершенно справедливо! И уж точно лучше бессмысленных гневных заявлений.
Другой вопрос, что наши спецслужбы, оказавшиеся не в состоянии вызволить заложников живыми, скорее всего не в состоянии провести эффективную «операцию возмездия». На примере подрыва Яндарбиева мы уже убедились, как топорно и нелепо у них это получается, а ведь там задача была куда проще.
Так что остается делать страшное лицо и грозить пальцем в небо. Люди погибли, бандиты останутся без наказания. Но американцев мы вновь заклеймили по полной программе. По программе «Время».