Их оружие — наши либеральные ценности
Нынешняя война на Ближнем Востоке – кошмар для либерально мыслящего человека. Уловка-22. Из которой нет выхода и в оценках которой нет однозначно «белого» и однозначно «черного».
750 убитых в Ливане, из них почти половина — дети… 51 труп в деревушке Кана, почти половина – дети… У израильского араба в Хайфе ракетой, выпущенной с территории Ливана, убило двух детей – шейх Насралла, лидер «Хезболлы», обещал заплатить ему за детей 2 тысячи долларов и позвал присоединиться к воюющим шиитам… В день 9 Ава – самый горький день еврейского календаря – тысячи жителей северного Израиля будут читать положенные к тому «Плачи» пророка Иеремии в бомбоубежищах:
"И было слово Господне сказано мне: что видишь ты, Йирмейау? (...) И я сказал: я вижу кипящий котел, обращенный к северу. И сказал мне Господь: с севера начнется бедствие для всех жителей земли этой. Ибо Я призываю все племена северных царств - сказал Господь, - и придут они, и поставят каждый престол свой у входа в ворота Йерушалаима и на все стены его кругом, и у всех Городов Йеудеи. И Я изреку над ними суды Мои за все их злодеяния, за то, что они оставили Меня и возносили курения другим Б-гам, и поклонялись изделиям рук своих". (Иеремия, 1: 13-17)
Некая неправительственная военизированная организация, безнаказанно действующая на территории сопредельного государства, выкрадывает двух солдат государства Израиль. Должен ли Израиль ответить, защитить своих солдат, или должен вступать в дипломатический торг: вы нам наших солдат, а мы вам ваших убийц? Должен, обязан защищаться: иначе кто же пойдет служить в Армию обороны Израиля?
Та же неправительственная военизированная организация пять лет – как минимум – создает арсенал ракет разного радиуса действия: 107- и 122-миллиметровые «Катюши» дальностью 8 и 20 километров; 240-милиметровые «Фахр-3» и «Фахр-5» дальностью 40 и 72 километра; иранские ракеты «Зелзал-2» («Землетрясение-2») дальностью 70 и более километров, перемещаемые на грузовиках, – и все это не в единичных экземплярах, а тысячами, общим числом не менее 10 тысяч штук. Зачем создает? Для обороны границ? Ничуть: шейх Насралла, лидер «Хезболлы», в интервью телеканалу Аль-Джазира не скрывает: уничтожение Израиля – цель и миссия.
Приходит «час Х» и ракеты эти стреляют: горит Кирьят-Шмот, обрушиваются дома в Хайфе, сидят «шиву» (неделю траура, предписанную еврейской традицией) матери, шьют саваны сестры и соседи, читают заупокойный Кадиш мужчины по всему северу Израиля. Должен Израиль защищаться? Обязан. Иначе кому нужно государство, которое не защищает своих граждан?
А как – защищаться? Известно как: лишить «Хезболлу» каналов поступления оружия. И вот уже нет двух полос аэродрома в Бейруте, которые содержала «Хезболла», и нет дорог, ведущих на север, в Дамаск. Но одновременно это значит, что отрезаны пути к отступлению для тысяч беженцев.
Как защищаться? Уничтожить штабы, откуда отдаются приказы о бомбежках Хайфы – и вот уже южные пригороды Бейрута превращаются в улицы-призраки. Низвести до груды металлолома пусковые ракетные установки, спрятанные в городках и деревнях вблизи домов, и … И — обожженные лица детей в госпиталях, неестественно выкрученные ручонки так и не успевших пожить младенцев, забитые песком рты стариков и перевернутая инвалидная коляска под обрушившейся стеной дома. Кана. Деревушка Кана и 51 саван разных размеров. В чем их-то вина? Только в том, что «Хезболла» использует людей как живой щит и объявляет убитых святыми мучениками, которым прямая дорога в рай…
Вот тут-то и начинаются страшные вопросы. А где ваши умные бомбы? Какова цена одной-единственной невинно убиенной жертвы? Почему своими жизнями должны платить за борьбу с «Хезболлой» дети? И вот уже эти вопросы – оправданные и вполне уместные – разносят по домам и квартирам мировые СМИ.
«Ценности западной цивилизации – либеральные ценности – стали оружием в борьбе с западной цивилизацией в руках тех, кто их в грош не ставит», — заметил в одной из своих статей Гарри Каспаров.
Именно.
Шейх Насралла не дурак – он отлично понимает (о чем недвусмысленно сказал в интервью каналу Аль-Джазира), что его десять тысяч ракет и несколько тысяч террористов-смертников – ничто против военной мощи Израиля, поддерживаемой могуществом США. «Что», то есть самое главное его оружие — обожженные и искалеченные дети на экранах телевизоров и на страницах газет, святые мученики — в интерпретации фанатиков, невинные и бессмысленные жертвы — в понимании выстрадавшей это свое понимание западной цивилизации, которые, лишенные права выбора, стали щитом вокруг огневых позиций «Хезболлы».
И что прикажете делать? Прекратить бомбежки? Но тогда в наземных операциях будут гибнуть солдаты, которые в Израиле не «святые мученики», но тоже чьи-то дети (в Израиле – призывная армия). И уже их родители будут спрашивать свое правительство (прерогатива исключительно демократических обществ), почему ливанские дети для них важнее (ценнее) детей израильских? Ни в Ливане, ни в Сирии, ни в Иране, ни в Палестинской автономии подобных вопросов не задают, потому как ЦЕНА ЖИЗНИ там не имеет значения.
Объявить перемирие? Но тогда рано или поздно – это уже очевидно — ракеты снова полетят в Хайфу и Назарет, а потом и дальше, другие, в Тель-Авив и Иерусалим: в Газе и на Западном берегу, в Палестинской автономии, у ХАМАС, суннитской сестре шиитской «Хезболлы», тоже есть свои ракеты.
Уведомлять о бомбежках не за 24 часа, как сейчас, а за 48, 72 часа, с тем чтобы могли уйти, спасая свои жизни, мирные жители? Но что это даст? В той же деревне Кана жители были предупреждены. И в южном Бейруте – тоже. Не ушли. Кто-то – не смог: старики, беременные женщины, семьи с грудными детьми. Другие – большинство – не захотели.
Ведь «Хезболла» – и это еще один кошмар ближневосточного противостояния — не только террористическая организация. Это еще и социальные костыли – службы помощи для беднейшего населения юга Ливана, ровно так же, как ХАМАС – для палестинцев. Они подвозят – и сейчас подвозят – в дома пресную воду и продовольствие. Они содержат госпитали. Они дают заработок безработному молодняку. Они платят семьям, чьи сыновья «отправились в рай». «Хезболла» и ХАМАС – низовые структуры ливанского и палестинского общества, живущие на гранты богатых мусульманских стран и отдельных спонсоров и вербующие своих сторонников не только лозунгами, но гораздо в большей степени – своей поддержкой и каждодневной заботой о сирых и убогих. Только в отличие от благотворительных организаций Запада они взамен требуют – как всякие тоталитарные партии и секты – абсолютной верности себе и своим лидерам, готовности к самопожертвованию, когда лидерам это понадобится. Так и создается живой щит вокруг ракетных установок «Хезболлы». Так формируются отряды смертников в Палестинской автономии, взрывающие автобусы с детьми и стариками – счет идет уже на многие сотни — в Израиле. Только за два года, 2004-й и 2005-й, в результате разного рода террористических атак убито и ранено шесть тысяч триста десять израильтян, из которых абсолютное большинство – гражданские люди.
Так что прикажете делать? Мериться мартирологами? Или заявлять, что в Израиле меньше погибает детей, потому что население Хайфы и другие городов севера живет в комнатах безопасности и бомбоубежищах (ЦЕНА – цена человеческой жизни!), а в южном Ливане бомбоубежищ практически нет – «Хезболла» ими не озаботилась. Наконец — забыть Кану, наплевать на погибших детей?
Но это означает только одно – превратиться в людоедов, встать на одну доску с фанатиками, признать торжество взглядов, исповедуемых «Хезболлой» и ХАМАС. Это значит — обратить в прах великие гуманистические завоевания западной цивилизации: признание самоценности прав человека, в том числе и права на жизнь, и исключительной ценности одной человеческой жизни — выстраданные кровавыми столетиями и миллионами жизней, отданных инквизиции, фашизму и коммунизму.
Это значит – вернуться в средневековье.
Или – нет, не становится на одну доску, прекратить бомбежки, остановить войну. И дать четкий сигнал тем, кто стоит за «Хезболлой» и ХАМАС, варварским режимам Сирии, Ирана, Северной Кореи: ребята, у вас есть шанс, коли ваше оружие – наши ценности.
Капкан. Ловушка. Тупик.
Следовательно, выход один: надо пройти посередине. Но – как?
Обсудить "Их оружие — наши либеральные ценности" на форуме750 убитых в Ливане, из них почти половина — дети… 51 труп в деревушке Кана, почти половина – дети… У израильского араба в Хайфе ракетой, выпущенной с территории Ливана, убило двух детей – шейх Насралла, лидер «Хезболлы», обещал заплатить ему за детей 2 тысячи долларов и позвал присоединиться к воюющим шиитам… В день 9 Ава – самый горький день еврейского календаря – тысячи жителей северного Израиля будут читать положенные к тому «Плачи» пророка Иеремии в бомбоубежищах:
"И было слово Господне сказано мне: что видишь ты, Йирмейау? (...) И я сказал: я вижу кипящий котел, обращенный к северу. И сказал мне Господь: с севера начнется бедствие для всех жителей земли этой. Ибо Я призываю все племена северных царств - сказал Господь, - и придут они, и поставят каждый престол свой у входа в ворота Йерушалаима и на все стены его кругом, и у всех Городов Йеудеи. И Я изреку над ними суды Мои за все их злодеяния, за то, что они оставили Меня и возносили курения другим Б-гам, и поклонялись изделиям рук своих". (Иеремия, 1: 13-17)
Некая неправительственная военизированная организация, безнаказанно действующая на территории сопредельного государства, выкрадывает двух солдат государства Израиль. Должен ли Израиль ответить, защитить своих солдат, или должен вступать в дипломатический торг: вы нам наших солдат, а мы вам ваших убийц? Должен, обязан защищаться: иначе кто же пойдет служить в Армию обороны Израиля?
Та же неправительственная военизированная организация пять лет – как минимум – создает арсенал ракет разного радиуса действия: 107- и 122-миллиметровые «Катюши» дальностью 8 и 20 километров; 240-милиметровые «Фахр-3» и «Фахр-5» дальностью 40 и 72 километра; иранские ракеты «Зелзал-2» («Землетрясение-2») дальностью 70 и более километров, перемещаемые на грузовиках, – и все это не в единичных экземплярах, а тысячами, общим числом не менее 10 тысяч штук. Зачем создает? Для обороны границ? Ничуть: шейх Насралла, лидер «Хезболлы», в интервью телеканалу Аль-Джазира не скрывает: уничтожение Израиля – цель и миссия.
Приходит «час Х» и ракеты эти стреляют: горит Кирьят-Шмот, обрушиваются дома в Хайфе, сидят «шиву» (неделю траура, предписанную еврейской традицией) матери, шьют саваны сестры и соседи, читают заупокойный Кадиш мужчины по всему северу Израиля. Должен Израиль защищаться? Обязан. Иначе кому нужно государство, которое не защищает своих граждан?
А как – защищаться? Известно как: лишить «Хезболлу» каналов поступления оружия. И вот уже нет двух полос аэродрома в Бейруте, которые содержала «Хезболла», и нет дорог, ведущих на север, в Дамаск. Но одновременно это значит, что отрезаны пути к отступлению для тысяч беженцев.
Как защищаться? Уничтожить штабы, откуда отдаются приказы о бомбежках Хайфы – и вот уже южные пригороды Бейрута превращаются в улицы-призраки. Низвести до груды металлолома пусковые ракетные установки, спрятанные в городках и деревнях вблизи домов, и … И — обожженные лица детей в госпиталях, неестественно выкрученные ручонки так и не успевших пожить младенцев, забитые песком рты стариков и перевернутая инвалидная коляска под обрушившейся стеной дома. Кана. Деревушка Кана и 51 саван разных размеров. В чем их-то вина? Только в том, что «Хезболла» использует людей как живой щит и объявляет убитых святыми мучениками, которым прямая дорога в рай…
Вот тут-то и начинаются страшные вопросы. А где ваши умные бомбы? Какова цена одной-единственной невинно убиенной жертвы? Почему своими жизнями должны платить за борьбу с «Хезболлой» дети? И вот уже эти вопросы – оправданные и вполне уместные – разносят по домам и квартирам мировые СМИ.
«Ценности западной цивилизации – либеральные ценности – стали оружием в борьбе с западной цивилизацией в руках тех, кто их в грош не ставит», — заметил в одной из своих статей Гарри Каспаров.
Именно.
Шейх Насралла не дурак – он отлично понимает (о чем недвусмысленно сказал в интервью каналу Аль-Джазира), что его десять тысяч ракет и несколько тысяч террористов-смертников – ничто против военной мощи Израиля, поддерживаемой могуществом США. «Что», то есть самое главное его оружие — обожженные и искалеченные дети на экранах телевизоров и на страницах газет, святые мученики — в интерпретации фанатиков, невинные и бессмысленные жертвы — в понимании выстрадавшей это свое понимание западной цивилизации, которые, лишенные права выбора, стали щитом вокруг огневых позиций «Хезболлы».
И что прикажете делать? Прекратить бомбежки? Но тогда в наземных операциях будут гибнуть солдаты, которые в Израиле не «святые мученики», но тоже чьи-то дети (в Израиле – призывная армия). И уже их родители будут спрашивать свое правительство (прерогатива исключительно демократических обществ), почему ливанские дети для них важнее (ценнее) детей израильских? Ни в Ливане, ни в Сирии, ни в Иране, ни в Палестинской автономии подобных вопросов не задают, потому как ЦЕНА ЖИЗНИ там не имеет значения.
Объявить перемирие? Но тогда рано или поздно – это уже очевидно — ракеты снова полетят в Хайфу и Назарет, а потом и дальше, другие, в Тель-Авив и Иерусалим: в Газе и на Западном берегу, в Палестинской автономии, у ХАМАС, суннитской сестре шиитской «Хезболлы», тоже есть свои ракеты.
Уведомлять о бомбежках не за 24 часа, как сейчас, а за 48, 72 часа, с тем чтобы могли уйти, спасая свои жизни, мирные жители? Но что это даст? В той же деревне Кана жители были предупреждены. И в южном Бейруте – тоже. Не ушли. Кто-то – не смог: старики, беременные женщины, семьи с грудными детьми. Другие – большинство – не захотели.
Ведь «Хезболла» – и это еще один кошмар ближневосточного противостояния — не только террористическая организация. Это еще и социальные костыли – службы помощи для беднейшего населения юга Ливана, ровно так же, как ХАМАС – для палестинцев. Они подвозят – и сейчас подвозят – в дома пресную воду и продовольствие. Они содержат госпитали. Они дают заработок безработному молодняку. Они платят семьям, чьи сыновья «отправились в рай». «Хезболла» и ХАМАС – низовые структуры ливанского и палестинского общества, живущие на гранты богатых мусульманских стран и отдельных спонсоров и вербующие своих сторонников не только лозунгами, но гораздо в большей степени – своей поддержкой и каждодневной заботой о сирых и убогих. Только в отличие от благотворительных организаций Запада они взамен требуют – как всякие тоталитарные партии и секты – абсолютной верности себе и своим лидерам, готовности к самопожертвованию, когда лидерам это понадобится. Так и создается живой щит вокруг ракетных установок «Хезболлы». Так формируются отряды смертников в Палестинской автономии, взрывающие автобусы с детьми и стариками – счет идет уже на многие сотни — в Израиле. Только за два года, 2004-й и 2005-й, в результате разного рода террористических атак убито и ранено шесть тысяч триста десять израильтян, из которых абсолютное большинство – гражданские люди.
Так что прикажете делать? Мериться мартирологами? Или заявлять, что в Израиле меньше погибает детей, потому что население Хайфы и другие городов севера живет в комнатах безопасности и бомбоубежищах (ЦЕНА – цена человеческой жизни!), а в южном Ливане бомбоубежищ практически нет – «Хезболла» ими не озаботилась. Наконец — забыть Кану, наплевать на погибших детей?
Но это означает только одно – превратиться в людоедов, встать на одну доску с фанатиками, признать торжество взглядов, исповедуемых «Хезболлой» и ХАМАС. Это значит — обратить в прах великие гуманистические завоевания западной цивилизации: признание самоценности прав человека, в том числе и права на жизнь, и исключительной ценности одной человеческой жизни — выстраданные кровавыми столетиями и миллионами жизней, отданных инквизиции, фашизму и коммунизму.
Это значит – вернуться в средневековье.
Или – нет, не становится на одну доску, прекратить бомбежки, остановить войну. И дать четкий сигнал тем, кто стоит за «Хезболлой» и ХАМАС, варварским режимам Сирии, Ирана, Северной Кореи: ребята, у вас есть шанс, коли ваше оружие – наши ценности.
Капкан. Ловушка. Тупик.
Следовательно, выход один: надо пройти посередине. Но – как?