Кто там с красным знаменем?
7-го ноября КПРФ вывела на улицы Москвы около 10 тысяч человек. Не проплаченных статистов, не рекрутированных мотальщиц, цехами сгоняемых на мероприятия «Единой России», а идеологически мотивированных граждан РФ. Причем граждан — ответственных, готовых бороться за свои права. И немногочисленные лозунги и выкрики «Смерть буржуям» тонули в реве толпы «Долой Путина!» и «Власть на свалку!» А нацболы в этот день обогатили свой революционный лексикон новым слоганом. Взявшись за руки они скандировали: «Пятый, семнадцатый, восьмой!». Один из ветеранов, с одобрением глядя на подрастающую смену, бодро прокричал им: «А чего, ребятки, восьмого-то ждать? Может, сейчас и пойдем?»
Уже во время митинга на Театральной площади лидер КПРФ Геннадий Зюганов, обращаясь к московской милиции, произнес: «Если вы решили оскалить зубы и хватать людей, то знайте: вы обслуживаете то дерьмо, которое управляет нашей страной». Вот так, вольно или невольно, Геннадий Андреевич отрезал для себя все пути к отступлению. Потому что ни среди милиции, ни среди манифестантов не было ни одного человека, кто подумал бы, что Зюганов имел в виду Фрадкова. Такого в Кремле не прощают.
Кажется, мы становимся свидетелями возрождения уже списанной со счетов политической силы. Видимо, руководство КПРФ ясно осознало – дальнейшая игра в «системную» оппозицию с никому не интересными думскими демаршами, нудными переговорами с кремлевской администрацией, выторговыванием разного рода уступок, ведет партию к полному краху, к ее окончательному исчезновению с политической карты России. Конечно, такой радикализации верхушки КПРФ (региональные отделения этой организации всегда были заметно активнее центрального руководства) немало поспособствовала политика кремлевской администрации, по сути не оставляющая коммунистам выбора. Создание мироновской «Справедливой России», в первую очередь направленное на дальнейшее вытеснение КПРФ на политическую переферию, очевидным образом продемонстрировало коммунистам, что с Кремлем им больше договариваться не о чем. Что там взят курс на уничтожение партии.
На первый взгляд кажется, что люди демократических убеждений должны только радоваться ухудшению ситуации на левом фланге, уменьшению влияния КПРФ, дальнейшей маргинализации левой идеологии. Наверное, в странах с нормально функционирующей политической системой так оно и есть. Но в сегодняшней России речь не идет о соперничестве идей на политической площадке, поскольку таковой в России больше не существует. А это, в свою очередь, означает, что для любой политической силы, пытающейся добиваться успеха в рамках демократического процесса, а не выклянчивая этот самый успех у кремлевских клерков в обмен на лояльность (как это продолжают делать СПС с «Яблоком»), поиск сторонников в борьбе за воссоздание конкуретного политического пространства гораздо актуальнее очевидных идеологических разногласий.
Конечно, можно и дальше, кривя рот в саркастической ухмылке, говорить о коммунистах как о маргиналах, обуреваемых видениями из прошлого. Только, похоже, лидеры КПРФ, в отличие от руководства наших демократических партий, уже готовы сменить вектор движения и включиться в реальную борьбу за будущее России.