Расстрел без суда и следствия
Весной 2000-го года на подходе к Грозному отряд сергиево-посадского ОМОНа попал в засаду. Тогда погибли двадцать милиционеров и несколько десятков были ранены. Бой шел почти три часа. Спустя четыре года виновными объявили двух высокопоставленных милицейских начальников. Их сначала осудили, а потом прямо в зале суда освободили по амнистии.
Милиционеры отказались признать свою вину и подали апелляционные жалобы. Впрочем, родственники погибших тоже считают, что дело было сфабриковано и что настоящую правду о тех событиях от них до сих пор скрывают. На днях они обратились с письмом к президенту Путину с требованием взять расследование под свой личный контроль. Кроме того, родственники убитых омоновцев фактически предъявили властям ультиматум: в том случае, если ответа на послание не последует, они оставят на Красной площади награды своих близких.
Разумеется, с самого начала власти пытались представить дело как трагический эпизод контртеррористической операции и не более. Ну да, шла колонна, попала под обстрел, но обстановка в республике была напряженная, чего только не случалось. Конечно, была допущена халатность, в результате которой и погибли люди. Но виновные найдены и осуждены. Дескать, чего же вы еще от нас хотите?
Я попал на место, где погибли омоновцы, примерно через неделю после ужасных событий. Знакомый майор, чья рота проводила разминирование в Старопромысловском районе Грозного (с ними я к тому моменту болтался уже неделю), неожиданно предложил: «А давай смотаем на КПП, тут недалеко, где ментов накрыли, – интересно же». Навстречу нашему УАЗу вышли два бойца. «Слышь, ребята, - спросил майор, - а где милиционеров-то убили?» Те хмуро переглянулись, проверили у нас документы, потом один из них процедил сквозь зубы: «Нам приказано не болтать на эту тему». И неожиданно добавил: «Где, где… Вот здесь и убили, в ста метрах за поворотом». «Я не понял, - изумился майор, - ты хочешь сказать, что «чехи» устроили засаду прямо у вас под носом и в двухстах метрах от базы?» – «Проезжайте, товарищ майор».
А еще через несколько дней от сотрудника грозненского МЧС я услышал совершенно фантастическую, как мне тогда показалось, версию случившегося. Дескать, вся операция была спланирована разведкой Руслана Гелаева, которой удалось распространить дезинформацию о том, что в Грозный со стороны Старопромысловского района должен въехать большой отряд гантамировцев в милицейской форме с поддельными российским удостоверениями. И будто бы местная ФСБ эту наживку заглотила. Ну а дальше случилось то, что случилось. Причем, по некоторым данным, в уничтожении колонны наряду с местными милиционерами принимали участие и боевики из отряда Гелаева.
Потом примерно такие же версии звучали в ходе расследования происшествия парламентской комиссией, о том же рассказывали газетные публикации.
Если действительно убийство сергиево-посадских омоновцев стало результатом такого чудовищного провала ФСБ, тогда, надо думать, родственникам погибших никогда не добиться от властей правды: это ведомство в своих грехах не сознается. А ответит ли на их послание президент? Ну, может, кто-нибудь из челяди и ответит. Просто для того, чтобы избежать скандала. А то Красная площадь, демонстративное возложение орденов на брусчатку, иностранные журналисты – кому это нужно?