КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЧувство юмора

17 НОЯБРЯ 2006 г. АНТОН ОРЕХЪ
Чувство юмора или есть, или нет — и это видно сразу. А вот смешно или не смешно — это уж кому как. Полстраны смотрит Петросяна, еще полстраны плюётся.

А в мировом масштабе нет сейчас круче юмориста, чем «казахский журналист Борат Сагдиев». Слыхали про такого? До недавнего времени в России о нем ничего не знали. А вот казахи страшно волнуются при одном упоминании об этом господине.

Его настоящее имя Саша Барон Коэн. Британский комик. Выходец из Ирана и по национальности еврей, что само по себе любопытно. Прославился как звезда MTV, но мировую известность приобрел в образе вымышленного казахского журналиста Бората Сагдиева, от имени которого выступал в своем шоу, а теперь снял фильм о поездке этого самого Бората в Америку. Фильм со скромным бюджетом и ограниченным прокатом вторую неделю бьет рекорды кассовых сборов и уже сейчас только в Штатах получил около 70 миллионов долларов.

В России это кино, видимо, не получит ни копейки, потому что оно стало первой картиной, фактически запрещенной к показу на нашей территории с советских времен. То есть формального запрета нет, но прокатывающей компании «не советовали» показывать фильм широкой публике и напомнили, что прокатная лицензия не вечна. Так что приходится, как в старые времена, по Жванецкому, «рассуждать о крахе и подъеме Голливуда, не видя ни одного фильма».

В картине нет насилия и порнографии, про Россию, как я понял, нет ни слова, но вот Казахстан представлен не в лучшем виде. И для наших соседей это стало большой проблемой. Ну а мы как бы проявляем с ними солидарность. И в самом деле, что скажет Назарбаев, когда выяснится, что в сотнях кинотеатров дружественной страны с экрана вещают, что любимой формой досуга казахов является распитие забродившей верблюжьей мочи с последующей стрельбой из берданок по собакам? И всё прочее в таком же духе.

Скандалу ровно год. И начался он еще до всякого фильма. Фильм — это апофеоз. Ровно год Казахстан борется с «очернением страны». И Назарбаев, и МИД, и кто только не выступал с заявлениями. В шоу Коэна видели и расизм, и политический заказ, потому что дебют Сагдиева как раз совпал с какими-то казахскими выборами. Но Саша Коэн об этом вряд ли что-то знал, как и о самом Казахстане.

Парень не скрывает, что просто ткнул пальцем в карту и нашел там страну со смешным названием, где, по его представлениям, люди наверняка до сих пор ходят в звериных шкурах, и ему показалось прикольным выступать от их имени — а против Казахстана он ничего не имеет.

Такова канва событий. А дальше мы можем относиться к ним как угодно. Мне, например, шутка про верблюжью мочу не кажется смешной, как и почти все шутки Бората на казахскую тему, которые удалось найти в интернете. Но кому-то это «ржунимагу».

Поставим себя на место казахов. Как реагировать? В течение года они на эту хренотень реагировали с совершенно серьёзными лицами, говорили языком дипломатических нот, от чего всё дело выглядело еще глупее, а комик Саша только больше распалялся и набирал очки. Не говоря о том, что «пропагандистские ресурсы» MTV во сто крат больше всех информационных возможностей Казахстана. Кстати, Борат дал «на своем» сайте ссылку на сайт казахского информагентства, после чего посещаемость агентства выросла в разы. На что и упирают граждане, призывающие к терпимости: хорошая это реклама для страны или плохая, но благодаря ей миллионы людей в мире узнали, что такая страна вообще есть на карте. Правда, скептики тут же замечают, что лучше бы о вас вообще ничего не знали, чем то, что вы стреляете по собакам и палите из катапульт по Узбекистану.

Теперь встанем на место российских бюрократов от культуры, к которым попадает такое вот кино. С одной стороны, перед казахами неудобно. Но с другой, запрет только разжигает интерес. Вряд ли этот фильм имел бы у нас большую кассу и большую прессу. Подумаешь, дурацкие шутки неизвестного англичанина про малоинтересный Казахстан. Ни Тома Круза, ни Скарлетт Йоханссон, ни Константина Хабенского в титрах нет. А тут тебе шумиха, запрет. Пиратские DVD появятся в доступе очень скоро и все, кто хочет, всё равно фильм увидят.

Но, помимо чувства неловкости перед стратегическим партнером, у чиновников есть еще один резон не пускать кино на экран. Пусть Борат Сагдиев, представляя казахов диким племенем, показывает, что они совсем не одиноки: когда его герой приезжает в Америку приобщиться к цивилизации, оказывается, что в Штатах еще большие лохи. Есть, однако, опасение, что наш народ поймет кино как официально разрешенную насмешку над казахами, то есть, говоря языком улицы, над всеми «чурками». При нынешней напряженке с национальным вопросом такие кинопроизведения могут показаться небезопасными.

В итоге ситуация сложилась какая-то странная. Что есть? Есть парень — сам дурак, и шутки у него дурацкие.
Есть непритязательные граждане по всему миру, которым шутки про жопу кажутся смешными и которые делают фильму кассу.
Есть серьезные политики, которые смертельно обижаются.
Есть другие, тоже очень серьезные, политики, вообще никакого отношения к происходящему не имеющие, но из солидарности с теми, первыми политиками, тоже обижающиеся.

Есть вполне культурные граждане, которым не смешно, но они уже называют Бората культовым героем, потому что он обстебал политиков.
Есть даже, не побоюсь этого слова, правозащитники, которые настаивают на широком прокате фильма и шумят о черных списках и свирепой цензуре.
В общем, всё есть. Но чего-то, однако, не хватает. Может быть, чувства юмора?

Обсудить "Чувство юмора" на форуме
Версия для печати