КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЧемпион мира проиграл калькулятору

6 ДЕКАБРЯ 2006 г. АНТОН ОРЕХЪ
НТВ/Newsru.com
Владимир Крамник проиграл Фрицу! Некоторые особо изощренные юмористы разгневались, что он сдался Фрицу в юбилей победы под Москвой. Некоторые изощренные пессимисты заявили, что он проиграл за всё человечество и теперь играть в шахматы с машиной в принципе бессмысленно, так что больше подобных матчей мы не увидим.

Ситуация для человека и Человечества неприятная, и мы можем задать себе три вопроса: почему проиграл, мог ли выиграть и если не мог, то стоит ли в самом деле из-за этого горевать?

Ответов на вопрос, почему проиграл Крамник, может быть не один, не два и даже не десять, начиная с того очевидного факта, что первое поражение в матче он потерпел, просто зевнув мат в один ход! Уже ради одного этого матч стоило провести. В партиях мастеров рангом выше районного мат —крайняя редкость. Мастера до мата дело не доводят, они сдаются заранее, видя безнадежность сопротивления. Получить натуральный мат стыдно, и даже объявлять его считается дурным тоном — вроде как унижаешь человека, поэтому неприятную новость сообщают иносказательно. Компьютер деликатности не обучен, что взять с бездушной железяки, поэтому взял да и поставил Крамнику мат. И не какому-то мастеру или, пускай даже, и гроссмейстеру, а чемпиону мира, только что это звание выигравшему! На таком уровне матов лет сто не было, а может, и вообще никогда!

Самое любопытное, что ход, очевидный, казалось бы, практически любому умеющему мало-мальски играть в шахматы человеку, проглядел не только мировой чемпион, но, как утверждают зрители, и сразу несколько авторитетных комментаторов в пресс-центре! Коллективное затмение. Что делать… Человек слаб. Он может отвлечься, может испугаться, заболеть, устать, ему может что-то почудиться. А машине нет. Она не устает ни на первой минуте игры, ни на последней, она не боится, не сомневается, она не знает, какой великий титан сидит перед ней, и не задавлена его авторитетом. Она даже не знает, что играет сейчас в шахматы! Она просто считает варианты. Миллионы вариантов в секунду!

В память программы Deep Fritz-X заложены все до единой известные партии, сыгранные когда-либо человечеством! То есть всё шахматное наследие и соответственно все дебюты и все теоретические разветвления. Разумеется, человек не может состязаться с программой — человеческой голове не удержать такого объема знаний и не осилить такой скорости счета. Программа неутомима и, стало быть, имеет перевес в «физподготовке», она бесстрастна, а значит, и «психологически» сильнее. Когда играешь с человеком, то можешь перехитрить его, можешь блефовать, он может ошибиться сам. А здесь идет игра, в которой ошибиться можешь только ты, что с Крамником и произошло.

Получается, шансов не было изначально? Нет, были. И в ходе матча даже лучшая на сегодня программа в мире, которой является десятый Фриц, не показала, что она на голову сильнее человека. В целом Крамник играл неплохо и проиграл именно из-за собственных ошибок, которых мог избежать, уж мата-то в один ход точно. Кстати, в той партии Владимир до определенного момента вообще был близок к выигрышу и показал в целом прекрасный уровень — еще и по этой причине шок от поражения был столь велик.

Так вот первое и главное, что нужно сделать Человеку, если он собирается победить компьютер, это элементарно подготовиться к матчу! При всем резонансе таких встреч, при всем внимании прессы (и неспортивной даже больше, чем спортивной) до сих пор гроссмейстеры встречались с шахматными программами как бы между прочим. Это были товарищеские игры, что-то вроде шоу с приличным гонораром. А вот противная сторона всегда готовилась тщательно. Начиная с IBM, чьё творение первым обыграло Каспарова, и с этого момента все и заговорили, что Машина теперь сильнее нас в самой популярной игре для ума. И Фриц готовили полгода. Причем готовили именно под Крамника.

А Крамник готовился всего пару недель. Вряд ли можно назвать полноценной такую подготовку, особенно если учесть, что Владимир совсем недавно закончил фантастический матч против Топалова, съевший все силы и эмоции. Поэтому впредь к матчам с компьютерами надо готовиться столь же серьёзно, как к матчам на первенство мира. И готовиться к игре именно с Машиной. Играть ни во что, а против чего. То есть против конкретного изделия, у которого кроме несомненных сильных сторон имеются и слабые.

Слабость программы в том, что пишут ее все равно люди. Во Фрица загрузили десятки миллионов партий и вариантов. Научили перебирать их с непредставимой скоростью, но думать его не научили. Он работает по определенному алгоритму, заложенному людьми, которые в шахматы играют однозначно слабее Крамника. Он делает ходы, предварительно оценивая позицию, но именно люди заложили в него понятия того, что такое «хорошо» и что такое «плохо» с точки зрения шахмат. Но «с точки зрения шахмат» — это, по сути, с точки зрения программистов. Всей этой компьютерной команде Крамник может дать сеанс одновременной игры и у всех чохом выиграть.

Характерный нюанс. Специалисты обнаружили парадоксальную вещь. Машине гораздо легче играть, когда на доске много фигур, а позиция запутана. Потому что тогда и вариантов больше, а считает она эти варианты миллионами, пока человек мучительно обдумывает один-два. А вот в эндшпиле, когда на доске всего несколько фигур и пешек и всё выглядит просто, автомат вдруг теряет уверенность и может начать играть не сильнее перворазрядника. Только вот до глубоких эндшпилей дело доходит редко. ЭВМ успевает побить человека до того, элементарно превзойдя его в скорости. Ну, или дело заканчивается ничьей.

Есть немало других нюансов. Специалисты даже потихоньку начинают разрабатывать теорию «антикомпьютерных шахмат», то есть искать способы победить конкретно компьютер. Можно делать ходы, плохие с точки зрения человека, но эти ходы будут неудобны для «железяки» и помогут ее запутать. Поэтому надо не просто готовиться к матчу с искусственным шахматистом долго и тщательно, но еще и узкоспецифически. Тогда победить его можно. Однако надо торопиться, потому что даже сегодня это теоретически по силам всего нескольким игрокам. Слабости машины рано или поздно будут устранены, и состязаться с ней однажды всё равно окажется бесполезно.

Так вот надо ли нам горевать из-за этого? Да ни в коем случае! В конце концов, есть немало областей, где компьютеры заменили человека, где они оказались более эффективны. Шахматы можно, конечно, называть и спортом, и искусством, но в первую очередь это упражнение на внимание и на счет. Фриц победил не потому, что он умнее Владимира Крамника, а потому, что быстрее считает и не может просмотреть мат в один ход. Поражение в шахматах не унизительно для человечества. Гораздо прискорбнее было бы, если б компьютеры научились лучше нас писать книги, сочинять музыку, снимать кино, превзошли бы нас в фантазии и воображении, а не в произведении математических вычислений в уме.

Да и потом: этого Фрица сконструировали тоже люди! И за них тоже можно порадоваться. Ведь каким надо обладать умом, чтобы, не будучи шахматистом мирового уровня, создать машину, которая выиграет матч у чемпиона мира! Так что пока это еще не победа Машины над Человеком, а победа одних людей над другими, пускай и с помощью калькулятора Фриц-10.

Обсудить "Чемпион мира проиграл калькулятору" на форуме
Версия для печати