ИТОГИ ГОДА. Спорт. Часть 2
Зимней Олимпиаде не везет потому, что проходит она в феврале, а итоги подводятся уже в декабре, когда про февраль мало кто что помнит. Тем паче, что в год зимней Олимпиады еще и чемпионат мира по футболу проводится, а футбол сам по себе отвлекает от других, часто более достойных внимания спортивных событий и их героев. Не зря же Олег Романцев говорил, что игрок дубля «Спартака» более известен, чем олимпийский чемпион по борьбе. Но на чемпионате мира сборной по российскому футболу не было, да и вообще так называемые мастера кожаного мяча ничем хорошим не запомнились, а потому в памяти болельщика нашлось место даже для кого-то еще.
1. Пять колец
На Олимпиаду ехали как на похороны. К телевизору садились, готовясь смотреть панихиду. Мы — самая снежная и холодная страна на свете, где круглый год 30 градусов, где спят в валенках и ушанках, где медведи создают пробки на центральных улицах столицы. Но именно в зимних видах спорта у нас в предолимпийском цикле почти не было утешительных результатов. Если в кого-то ещё и верили, то разве что в фигуристов. Приготовились максимум к 3-4 золотым медалям и бесконечному чужому празднику спортивной жизни.
А в итоге всё получилось вполне замечательно. Вот если бы фигуристы выиграли все четыре золотые медали, а не три. И если бы хоккеисты, наконец, уже победили — вот тогда это была бы лучшая из всех возможных Олимпиад. Разумеется, были соблюдены все драматические каноны. Наши чемпионы почти всегда оказывались отличными ребятами, да еще с непростыми биографиями, и победы их были нелегки.
Олимпиада оказалась редкой возможностью для болельщиков проявить настоящие патриотические чувства и погордиться реальными достижениями страны, а не синтезированной в муках суверенной демократией. Телерейтинги побили все рекорды, вспомнились благословенные времена застоя, когда спорт был одним из немногих доступных развлечений и проявлений свободы, когда в нем разбирались многие, а говорили о спорте все.
Мы узнали, что наши спортсмены еще, оказывается, не разучились бегать на лыжах и стрелять, что мы и на коньках можем, и на санках, что у нас в бобслее такие богатыри — Муромцы, Никитичи, Поповичи и еще Микула Селянинович впридачу! И боб их, разрисованный, как городская маршрутка, но несущийся, как Феррари, стал нам словно бы родной, а потом и саму маршрутку мы начали воспринимать как олимпийский снаряд. Мы даже в керлинг играть умеем. И если в Турине девушки просто заявили о том, что они такие чудесные, то в декабре та же команда стала чемпионом Европы! Даже хоккеисты оказались неплохими парнями — Канаду обыграли в таком матче, что кого не спроси — всех дрожь била два часа и пот градом.
В общем, спортивная Россия открыла для себя кого-то еще, помимо футболистов и оказалось, что эти кто-то очень достойные спортсимены. Но как открыла, так и закрыла. Олимпиада прошла, олимпийцы опять ушли в тень, и только фигуристов народ полюбил еще больше — благодаря танцам-шманцам под ручку с «чайниками». Искусство никому не нужно, нужна попса.
2. Неполитические тяжеловесы
В чем, конечно, недостаток нашего спорта — мало звезд. Настоящего мирового масштаба. Чемпионов много. Но даже мы сами их вскоре после тех же олимпийских побед забываем. А в мире их имена чаще всего — лишь строчки в протоколах. Строчки, которые иностранцам физически и прочесть-то бывает тяжело. Бокс, безусловно, всемирный вид спорта. Тяжелый вес в боксе — вершина и изюмина. Мы ревностно относились к братьям Кличко, потому что у Украины есть чемпион в тяжелом весе, даже два, а у нас – когда еще он будет! Но этот год мы закончили, имея сразу двух чемпионов-тяжеловесов.
Николая Валуева можно только пожалеть, ведь родись он в той же Америке, был бы одним из главных персонажей на планете. Потому что во всей истории бокса не было не то что чемпиона, а просто боксера сравнимых габаритов. При своем росте за 2.10 он со всеми дерется как с детьми, потому что и двухметровые мужики ему по плечо. У него совершенно зверское, неандертальское выражение лица, волосатое, могучее тело, он выходит на ринг, просто переступая через канаты, на что не способен больше никто — длины ног не хватит. У него колоритнейший тренер Манвэл Габриелян, который в перерывах между раундами сыпет матерком и призывает с истинно кавказским темпераментом Колю биться не на жизнь, а на смерть: «Будь ты мужиком! Будь солдатом! Будь ты человеком, наконец!»
Но Коля при всей своей классической голливудской внешности предводителя темных сил, в жизни добрейший парень, к тому же не дурак. Ему для победы хватает того, что он просто физически намного сильнее всех, с кем бьется. А вот если бы он еще и бить начал по-настоящему, со всей силой и со всей злостью!
Например, как Олег Маскаев. Стать чемпионом в его возрасте, пройдя через столько несчастий, через поражения и нокауты, — уже невероятное достижение. Вот кто бьется от души, вот кто никого не боится! Все, кто лично с Олегом знакомы, говорят о нем не просто с симпатией, а с какой-то странной теплотой. Всё же вид спорта не очень сентиментальный. Маскаев еще старше Валуева, и каким бы ты ни был отважным человеком, победить можно соперника, а не природу. Год-два у Олега в запасе есть. Остается только пожелать ему удачи, выиграть еще несколько боев и уйти непобежденным, не дожидаясь пока на ринг против него выйдет сама старость. А первый в череде этих боев может быть уже скоро, возможно, не против угаднийского японца Охелло, а против самого Кличко! Это и для бокса событие, а уж в политическом смысле это будет вообще спортивное событие года.
3. Замочил в сортире
Спорт когда-то был одним из политических приоритетов государственной политики. Потом о спорте забыли даже как о развлечении. Сейчас опять вспомнили, хотя на высшем уровне указаний и распоряжений спортсменам, слава богу, пока не дают. Однако по традиции есть виды спорта, где проигрывать нам ну нельзя никак. Потому так болезненно воспринимаются мучения хоккеистов, потому так боятся потерять позиции в фигурном катании.
Шахматы тоже «наш» вид спорта. В 2006 году чемпионом мира опять стал россиянин. После дюжины лет скандалов и всяких версий по поводу чемпиона, наконец-то, в мире остался только один, общепризнанный король черно-белых клеток. Владимир Крамник. Хотя шахматы, тихая игра интеллигентных людей, не могли так просто взять и буднично объединиться. И матч Крамник — Топалов, выявив этого единого чемпиона, в памяти останется по совершенно другому поводу.
Туалетный скандал, копание в дерьме и купание в моче, просмотр походов в туалет с последующей демонстрацией всем желающим этой записи и подсчетом, как часто и как долго писает Крамник — какие уж тут гамбиты! Это был тот нечастый случай, когда действительно «наших бьют», когда за Крамника можно было болеть, не стесняясь, из одних только уязвленных патриотических чувств. Он, конечно, большой молодец! Выиграл после серьезной болезни такой тяжелый матч у объективно сильнейшего из всех возможных соперников, блистательного, энергичного и творчески очень интересного шахматиста Топалова.
А то, что компьютеру потом мат в один ход зевнул, так на то он и человек, что даже чемпион мира может получить детский мат. И потому даже после того как компьютеры окончательно и бесповоротно превзойдут человека в этой игре, шахматы не умрут. Их прелесть в споре живых людей с живыми людьми. В конце концов, Фритц-10 может и считает несколько миллионов ходов в секунду, но считать походы соперника в туалет ему в его железную голову всё-таки не придет.
4. Самая обаятельная и привлекательная
Год прошел, а всё по-прежнему. Мария Шарапова так и остается самой знаменитой, самой богатой, самой, не побоюсь этого слова, сексуальной спортсменкой в мире. Удивительно другое. Шарапова продолжает оставаться именно спортсменкой. Потому что чаще всего привлекательные особы, начав зарабатывать за пределами спорта внимание и денег больше, чем по месту «основной работы», резонно замечают, что незачем так убиваться на тренировках и ломаться на турнирах, когда можно получать деньги и принимать почести безо всякого труда.
Шарапова справилась с чудовищным давлением желтой и простой прессы, с чудачествами своего отца и рекомендациями своей многочисленной свиты. Она кажется (тьфу-тьфу) избавилась от травмы, не дававшей играть в полную силу почти год, она выиграла второй турнир «Большого Шлема» и если бы чуток поднажала, то могла бы завершить сезон вообще первой ракеткой мира. Единственная проблема, которую Маше пока не удается решить — это завоевать симпатии соотечественников. И пускай почти никто из наших теннисистов давно не живет и не тренируется на родине, только Шараповой это постоянно ставят в вину. И пускай она повсюду талдычит, что она русская, ее всё также называют американкой.
Зависть к богатым, жизнерадостным, да к тому же успешным людям в нас неистребима. Хотя, когда это чувство начинает мучить других наших теннисных девушек — такое выглядит несколько странно. Тоже ведь небедные, тоже известные, тоже веселые и играют хорошо. Правда, всего этого у Шараповой поболе будет, ну что же тут поделаешь? У нас есть одна такая спортсменка (чтоб не обижать, сохраню ее инкогнито), которая раньше всё «соперничала» с Анной Курниковой. Теперь она «соперничает» с Шараповой. Причем, кажется, стремится превзойти их именно в красоте. Научиться хорошо играть можно, а вот с красотой — что бог дал, то и есть. Но она что-то никак места себе не находит. А прикрывает это всё патриотическими речами.
Вот Шарапова, наконец, приняла решение играть за Россию в Кубке Федерации. Это аналог Кубка Дэвиса, но, откровенно говоря, турнир второстепенный и малопрестижный. Выиграв Уимблдон, Шарапова принесла стране намного больше славы. Но отчего-то от Маши требовали сыграть в этом Кубке именно под российским флагом, чтобы девушка доказала, что она «наша Маша». И вот Маша согласилась. Ее согласие объяснить просто. Сыграв за сборную, она получает возможность играть за Россию и на Олимпиаде. Так вот та вышеупомянутая теннисистка, которая тщетно состязается с Марией в привлекательности, съязвила, что, играя за сборную, кто-то хочет попасть на Олимпиаду, а кто-то хочет принести славу стране.
Вот она женская логика! А, играя за Россию на Олимпиаде, Шарапова кому славу принесет? Тем более что у нее намного больше шансов выиграть Олимпиаду, чем у этой красавицы. В общем, видимо, не полюбит уже Родина свою дочь Машу. Ну только если та и вправду Олимпиаду выиграет. Впрочем, это задание уже не на 2007 год.