КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииЕсли отойти от Крещатика — в Украине не происходит ничего

11 АПРЕЛЯ 2007 г. ИННА БУЛКИНА
Украинская политическая интрига разворачивается отныне на двух площадках – открытой, «уличной» и закрытой – за стенами Конституционного суда. Впрочем, «прозрачность» майданной политики условна, что же до разбирательства в Конституционном суде, то часть киевских политиков всерьез обсуждает необходимость прямых телетрансляций из зала КС, то есть фактически о переходе КС в режим работы «под стеклом».

politican.com.ua
Между тем, со среды оппозиционные партии сняли мораторий на собственные «майданные» действия, и теперь в Киеве в непосредственной близости друг от друга имеют место быть два Майдана: бело-голубой на Майдане Незалежности и оранжевый – в 50 метрах от него, на Европейской площади. Если верить предварительным заявкам организаторов, всего в действе должны были принять участие более полумиллиона человек (720 тысяч), что совершенно невероятно, и министр внутренних дел Василий Сушко с экрана попросил политиков не блефовать. По подсчетам киевской милиции, реально на обоих Майданах находится около 50 тысяч митингующих.
Вся эта уличная демократия отнюдь не украшает жизнь обитателей элитных офисов на Крещатике, киевляне на этот раз демонстрируют свою индифферентность и вынужденно уходят под землю: привычные наземные маршруты перекрыты, и центр «стоит». Громкоговорители на обоих Майданах, похоже, имеют единственной целью перекричать друг друга и окончательно «рассеять» и без того рассеянное внимание «дежурных по апрелю» («дежурные» – платные, такса общеизвестна: 10 гривень в час, 100 гривень – за ночь).

О том же, сколько стоят судьи Конституционного суда, говорят и пишут гораздо больше, чем о майданных акциях, хотя вердикт суда, похоже, предрешен, и зависеть он будет исключительно от политических договоренностей. Ведущие украинские политологи говорят о некоем «мессидже из Брюсселя», суть которого в том, что Европа исполнена скепсиса относительно украинской судебной системы в целом и каким бы ни стало окончательное решение КС, оно будет воспринято как политически ангажированное. Тем не менее, в настоящий момент ведутся подсчеты, сколько в суде «людей Ющенко» и «людей Януковича», и чью сторону возьмет «шестерка независимых» от «съезда судей». В контексте недавнего демарша пяти «президентских» судей, которые публично пожаловались на давление и отказались принимать участие в рассмотрении дела о президентском указе, чаша весов, как это ни парадоксально, склоняется в сторону парламентской коалиции. Всего судей 18, для принятия решения достаточно 12-ти голосов. Президент будто бы рассчитывал на лояльность семи судей: для принятия решения этого недостаточно, но для срыва кворума и блокировки какого бы то ни было решения хватало. Однако теперь, когда «президентское» крыло лишилось пятерых, оставшиеся вполне легитимны и в состоянии оспорить законность президентского Указа.

И все же, судя по общему настроению действующих лиц и комментаторов, досрочные выборы будут, вопрос лишь – когда? Последняя «уступка» Ющенко состояла в перенесении даты: с конца мая на конец июня (хотя говорят и о сентябре). Более всего такая «уступка» выгодна самому Ющенко: его команда за несколько месяцев обещает «догнать и перегнать» рейтинги БЮТ, что сомнительно, но… блажен кто верует. Надежд на то, что «демократические силы» пойдут на выборы «одной колонной», уже нет. Более того, нет речи даже о «двух колоннах». Похоже, как обычно, играть будут по принципу «каждый за себя».

politican.com.ua
Всю Пасхальную неделю в СМИ полным ходом шла предвыборная кампания «партии Ющенко». Национальный музыкальный радиоканал объявил Виталину Ющенко «девушкой месяца» и регулярно рассказывал о «подарке отца» — исторических «вышиванках», в которых Виталина намерена красоваться на фотосессии. Национальные телеканалы в свою очередь сообщали об «операции» по доставке в Киев «Благодатного огня»: он был привезен из Иерусалима братом президента Петром. Наконец, Катерина Ющенко на 5-м канале часами рассказывает о своей благотворительной деятельности. Противная сторона пока угрожает срывом выборов в конкретно взятых «бело-голубых» областях, что автоматически делает следующий парламент еще менее легитимным, чем настоящий (или уже бывший?). И все чаще в той или иной модальности, но именно на пропрезидентских каналах звучат разговоры о возможном «расколе Украины». Де-факто, говорят нам, раскол уже произошел: стороны живут в параллельных мирах, ежедневные переговоры ничем не заканчиваются, и даже если политический компромисс в какой-то момент будет достигнут, вероятнее всего он разделит судьбу всех предыдущих — договоренности будут разорваны тогда, когда это станет выгодно любой из сторон.

Если вернуться к сюжету «двух площадок» — юридической и уличной, то апокалиптический сценарий раскола Украины выглядит более реально в юридической плоскости. Достаточно одной из сторон не согласиться с решением Конституционного суда и пойти или не пойти на выборы, т.е. достаточно их сорвать, и все, что последует затем, окончательно запутает ситуацию: Украина получит два обоюдно непризнаваемых парламента, два отдельно «рулящих» Кабинета министров и одного президента с очень сомнительными полномочиями. Однако именно то, что происходит на улице, заставляет думать, что раскрутить кризис до полной необратимости не удастся. С точки зрения одинаково разочарованных, одинаково небескорыстных и одинаково равнодушных насельников обоих Майданов, вся эта история не более чем «буря в печерском стакане». Если отойти на квартал выше или ниже Крещатика, если выключить телевизор и не открывать газеты — в этой стране не происходит ничего. В стране наступила весна. В стране дешевеет гривна и дорожает бензин. В стране вырабатывается устойчивая аллергия на отдельно взятые цвета, слова и лица.

Киев
Обсудить "Если отойти от Крещатика — в Украине не происходит ничего" на форуме
Версия для печати