КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЦелью террористов стала российская элита

vesti.ru

В настоящее время невозможно отбросить ни одну из двух самых вероятных версий крушения «Невского экспресса»: теракт осуществили чеченские боевики или неизвестная пока группа, близкая по мировоззрению к группе Квачкова.

Выбран наименее затратный способ атаки: небольшая мощность взрывного устройства, простейший способ подрыва. Террористы предпочли обойтись как без мины нажимного действия, так и без большой массы взрывчатого вещества. Это можно объяснить и трудностями по добыче большого количества взрывчатки, и высокой опасностью транспортировки крупной партии — сложности, с которыми могли столкнуться и те, и другие.

Экскурс в историю тоже не дает однозначного ответа: да, последний раз подрыв поезда (тогда это был пассажирский «Москва-Грозный») осуществили в июне 2005 года националисты-патриоты. Но сепаратисты тоже атаковали поезда – в 2003 году была взорвана электричка «Кисловодск-Минводы» на подъезде к Ессентукам. Безусловно, почерк нынешнего теракта больше напоминает подрыв скорого «Москва-Грозный»: здесь бомба тоже была заложена по партизанскому образцу времен Великой Отечественной, в то время как электричку в Ессентуках подорвал смертник изнутри, и мощность взрывного устройства была намного больше – 30 кг в тротиловом эквиваленте, и большое количество погибших — 42 человека.

Однако с тех пор чеченские сепаратисты сменили тактику, перешли на действия малыми группами. А для подготовки диверсии, подобной подрыву «Невского экспресса», достаточно двух человек. Кроме того, после теракта, предотвращенного в Москве накануне Дня победы, нельзя сказать, что чеченские сепаратисты решили замкнуться в пределах Северного Кавказа.

Таким образом, на сегодняшний день обе версии могут существовать на равных основаниях: то, что почерк напоминает подрыв поезда «Москва-Грозный» означает лишь, что был выбран самый простой способ организации теракта. Но это не значит, что этим способом не могли воспользоваться другие группы.

Обращает внимание, что в данном случае террористы атаковали не обычный поезд. «Невский экспресс» — не простой скорый, связывающий две столицы. Этот экспресс идет всего четыре с половиной часа, и цены на билеты сравнимы со стоимостью авиаперелета. В каждом купе установлены два видеомагнитофона, и даже есть возможность пользоваться беспроводным интернетом. Этим поездом любят ездить чиновники, у которых работа в Москве, а семья – в Санкт-Петербурге, иными словами – питерский набор, символ власть имущих.

Националистам типа бывших членов РНЕ, подложивших бомбу под скорый «Москва-Грозный», нет смысла подрывать чиновников – среди них почти нет чеченцев и таджиков. Но для тех, кого не устраивает современная политическая власть, такая цель вполне оправдана. Ведь Квачков готовил теракт не против обычных граждан и даже не против олигархов, его целью был представитель высшей  власти. Его попытка – отражение простой идеи: нынешняя элита настолько обособлена от народа, что ее страдания не должны вызвать эмпатию у сограждан.

Возможно, это совпадение, но к той же тактике пару лет назад пришли и чеченские сепаратисты. После Беслана не было масштабных атак против мирных граждан. Теракты на Северном Кавказе в основном направлены против сотрудников правоохранительных органов и чиновников.

Получается, что чеченские сепаратисты тоже перешли к выбору цели не по национальному, а по социальному признаку.

Однако такой террор (как преступление, по определению направленное на изменение политической ситуации) имеет какие-то перспективы лишь при условии полного разрыва между народом и классом управленцев.

И власть, видимо, это понимает. Недаром всего пару недель назад Путин подписал закон, согласно которому Уголовный Кодекс дополнили пунктом о преступлениях, совершенных «по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».

Обсудить "Целью террористов стала российская элита" на форуме
Версия для печати