КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахПорядок на Кавказе по французской системе: кадыровцы вместо сенегальцев

29 ЯНВАРЯ 2008 г. АНДРЕЙ СОЛДАТОВ

 

agentura.ru

 

Действия наших силовиков на Кавказе мало предсказуемы. Можно только гадать, по какому принципу кризис в Ингушетии называют то СКПО (специальной комплексной профилактической операцией), то объявляют зоной контртеррористической операции. Или почему борьбу с террором в регионе координирует МВД, хотя по закону эта ответственность лежит на ФСБ.
Я уже почти смирился с тем, что эти конвульсивные действия не имеют ни логики, ни плана (если только это не план по запутыванию врага), пока не наткнулся на только что вышедшую книжку британского исследователя Томаса Мартина «Empires of Intelligence. Security Services and colonial disorder after 1914» («Разведывательные империи. Спецслужбы и беспорядки в колониях после 1914»). Книжка о том, как спецслужбы Франции и Великобритании умиротворяли Северную Африку и Левант между двумя мировыми войнами.


Томас Мартин явно не собирался выносить приговор колониализму, поэтому ушел от политики и ограничился анализом действий исключительно спецслужб. Как оказалось, именно такой сухой анализ стратегии поддержания порядка в колониях в 20-30-е годы многое объясняет в том, что делается на Северном Кавказе сегодня.


Способ действий британцев в Северной Африке и Трансиордании был более любительским и авантюрным, чем у французов. Совсем не случайно англичане привлекали к службе на Ближнем Востоке таких людей, как Лоуренс Аравийский — в 30-е годы в политическую разведку в Судане набирали выпускников только из девяти британских университетов. Это приводило как к провалам (к началу Второй мировой англичане не контролировали ни Ирак, ни Египет — их правительства даже отказались объявлять войну Гитлеру вместе с Британией), так и блестящим удачам, как успех «арабского восстания» против турок.
Французы были более прагматичны. Видимо, поэтому их опыт оказался больше востребован нашими силовиками, чем находки англичан (все-таки нет у нас практики засылки на Кавказ выпускников МГИМО, МГУ и РГГУ).


Именно французы придумали термин «обширная полицейская операция» применительно к карательным ударам по берберским племенам с помощью артиллерии в Марокко. Так французские военные дурили голову Парижу, успокаивая парламент.
Те же французы еще в конце 19 века ввели систему паспортов для надзора за населением. Для контроля за иммигрантами ее расширили: специальные удостоверения, а также внезапные проверки на дорогах и улицах считались в 30-е годы основными методами надзора за североафриканским населением во Франции.


Метод непрямого управления колониальными территориями, с таким размахом реализуемый через Кадырова, придумал французский генерал-губернатор Марокко Луи-Юбер Лиоти. Он ввел в стране правление наместников-саидов, выдвигаемых вождями племен, и судей-кади, которые действовали по шариатским законам.
Засылка чеченского спецназа в Абхазию и Южную Осетию — тоже не наше изобретение. Алжирцы, выходя на демонстрации, больше всего боялись не французских солдат, а подразделений сенегальцев.


Тем же французам принадлежит сомнительное открытие — делить ислам на «традиционный» (ваххабитский) и «нетрадиционный»: в 30-е годы в Алжире началось повальное открытие новых мечетей, и колониальные спецслужбы стали классифицировать мечети по степени благонадежности.


Впрочем, у англичан тоже оказались кое-какие полезные находки. Во время арабского восстания в Палестине в 1936-39 гг. британцы использовали вместе с местными полицейскими подразделениями бойцов TJFF (Transjordan Frontier Force) — то есть пограничников. При этом в TJFF брали в основном черкесов — чтобы противопоставить их арабам даже на этническом уровне. А мы гадали, почему пограничная служба ФСБ так активно участвует в боевых действиях на Северном Кавказе, причем, совсем не на границе. Из известных примеров: 27 декабря в Назрановском районе обстреляли автомобиль с четырьмя пограничниками (двое погибли). Что характерно, пограничники были из Северной Осетии — самой любимой в Ингушетии республики.
Отдельная тема — как формировался образ врага, угрожающего спокойствию колоний и подмандатных территорий. Как у британцев, так и у французов этот образ трогательно схож и двулик, как Янус. Во-первых, это агенты Коминтерна, финансируемые и обучаемые Москвой (чем не современные НКО). Во-вторых, это панисламизм, поддерживаемый в Сирии и Ливане — из Египта, в Палестине — из Сирии.


Экономические причины недовольства (урбанизация, Великая депрессия, которая поразила колонии вслед за метрополией) не рассматривались. При этом дотошный Мартин подсчитал, что больше всего ресурсов между двумя войнами французские и английские спецслужбы потратили на то, чтобы успокаивать население по вопросам, связанным с переделом земли (из-за внедрения европейской системы права, развития инфраструктуры, для Палестины — еврейской иммиграции).


Напомню, что в Кабардино-Балкарии больше всего столкновений с боевиками сейчас происходит в районе балкарских сел. Начальника УБОПа Анатолия Кярова, убитого две недели назад, застрелили из того же автомата, что «засветился» на расстреле девяти охотников в ноябре прошлого года. Среди подозреваемых в убийстве в основном балкарцы. Не исключено, что причиной стал передел земель: республиканские власти уже несколько лет изымают у балкарских сел землю под курорты.


Тем не менее, враг для французов и англичан был, прежде всего, внешним. В результате считалось, что спокойствие региона можно обеспечить, ограничив въезд нежелательных агентов — Коминтерна или панисламизма. К началу Второй мировой войны французам и англичанам это почти удалось, да вот только империи все равно развалились.


В конце 2007 года Николай Патрушев заявил, что международный терроризм у нас победили. И это с точки зрения последователя губернаторов Алжира и Марокко начала 20 века вполне логично: ведь все арабы-проводники исламизма с Северного Кавказа уже ушли, а неправительственные организации давно под жестким прессингом. Только вот незадача: в отсутствие араба главным авторитетом по джихаду у боевиков становится местный кабардинец Анзор Астемиров (тот самый, что возглавлял нападение на Нальчик в 2005-м), а Доку Умаров без всякой «Аль-Каеды» заявляет о создании «Кавказского Эмирата» — при поддержке боевиков Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии.


Нет слов, опыт усмирения колоний империями может быть очень полезен. Сколько тут находок для метрополии, которой надо поддерживать порядок в регионах, отличных по этническому и социальному составу! Только, наверное, не надо потом удивляться, когда вся эта схема полетит туда же, куда провалились империи.

Обсудить "Порядок на Кавказе по французской системе: кадыровцы вместо сенегальцев" на форуме
Версия для печати