КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеТрамвай «Россия»

АРХИВ EЖ

Чем занимательна жизнь в России, так это своей непредсказуемостью. Изменчивое прошлое, сумбурное настоящее, туманное будущее. Предвидеть ничего невозможно, можно только угадать. Пасмурная погода в стране. Разглядывая в тумане ближайшего будущего новую конфигурацию российской власти, каждый вперед смотрящий видит его по-своему. Лучше всего видно, наверное, просто «смотрящему», но он своими знаниями с нами не делится. Не для того на галерах горбился.

Мне в тумане будущего рисуется такая картина. Представьте мчащийся на хорошей скорости трамвай. Вагоновожатого по неясным причинам выпихнули из водительской кабинки. И завис он, родимый, на подножке — прыгать на такой скорости боязно, а водительское место уже занято его собственным помощником. Тут два пути: либо мягко соскочить на тихом повороте, либо выкинуть помощника и вернуться на место. Что именно предпочтет Владимир Владимирович, сказать трудно — туман.

Место премьера — это, конечно, трамвайная подножка, неудобная и недолговечная. Но выхода нет. Просто все бросить и прыгнуть с трамвая на полном ходу рискованно — попадешь под колеса. Уж сколько всего за 8 лет сделано, собрано, нажито и совершено — не на один срок хватит. И счета предъявить всегда найдется кому. Сойти надо мягко, постепенно, с надежными гарантиями пожизненной неприкосновенности. Конечно, уж кому-кому, а вагоновожатому понятно, что настоящей неприкосновенности нет и быть не может. Но хоть сколько-нибудь гарантий, хоть минимум уверенности для спокойной жизни!

Прыжок на землю, понятное дело, поступок решительный. Обратно не впрыгнешь. Станешь, как все. Даже хуже — поверженных властителей в России ненавидят больше, чем простых смертных. Тяжелый выбор у пассажира на подножке.

Другой вариант — вернуться к рулю управления. Но затягивать нельзя. До ближайшей пересменки 4 года, а за это время помощник войдет во вкус, обзаведется собственными помощниками и плевать ему будет на тех, кто на подножке. Легкий толчок — и подножка чистая. Возвращаться нужно не позже, чем через несколько месяцев, пока не иссякли силы, связи, рейтинги и деньги.

И тут помощнику следует крепко задуматься о превратностях судьбы и традициях того славного дома, из которого пришел к рулю его бывший шеф. Статья 92 пункт 2 Конституции России предусматривает, что «президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности». Об отставке и отрешении от должности говорить не будем как о событиях маловероятных и для суверенной российской демократии немыслимых. А вот подумать о состоянии здоровья всегда полезно. Нет, не обязательно чай с полонием, но чего только ни бывало с царями и вождями в непредсказуемой российской истории.

И ведь в случае «стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия», место президента автоматически занимает премьер-министр. Это логично — к водительской кабинке ближе всего прыгнуть с подножки. Более того, пункт 3 статьи 81 все той же Конституции устанавливает, что «одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд». И вот, пожалуйста, нет двух сроков подряд — достаточно сменщику попрезидентствовать хотя бы один день, чтобы возвращение с подножки стало вполне законным. А пассажиры еще и в ладоши хлопать будут. Тем более что дорожка от и.о. президента к президенту уже однажды успешно пройдена. Чего ж не повторить? Есть о чем призадуматься.

Один едет и думает: потерпеть или столкнуть? Другой висит на подножке: спрыгнуть или вернуться? Тяжелый выбор у этих ребят, не позавидуешь. Ясно одно — двух вагоновожатых в одном трамвае быть не может. Даже если у одного из них только заслуги и амбиции, а у другого — закон и власть. В цивилизованном трамвае и проблем бы не было, но в нашем, суверенном, им непременно станет тесно. Поэтому новому вагоновожатому надо тщательно следить за своим здоровьем и заваривать чай самостоятельно.

Обсудить "Трамвай «Россия»" на форуме
Версия для печати