Без ЖКХ и нанотехнологий
Ставшие уже привычными заверения российских властей в том, что мировой финансовый кризис обойдет стороной наш «остров стабильности», звучат все менее убедительно. Российский финансовый рынок, оставшийся без многомиллиардной внешней подпитки, испытывает все более острую нужду в деньгах.
Ситуация действительно складывается далеко не лучшим образом: рекордный приток капитала в российскую экономику, зафиксированный в прошлом году, в этом году сменился не менее стремительным оттоком. По данным Росстата, за 2007 год страна получила более 120 млрд долларов иностранных инвестиций, причем из них почти 88 млрд в виде кредитов. В январе-феврале года нынешнего отток составил 20 млрд долларов, причем процесс ускоряется: 9 млрд в январе и 11 — в феврале. Данных за март пока нет, но можно не сомневаться, что цифры будут еще более впечатляющими. Особенно если учесть, что на этот месяц приходится первый пик выплат по внешним обязательствам со стороны российского частного сектора — почти 10 млрд долларов. Всего в этом году российские компании и банки должны выплатить или рефинансировать корпоративные долги на сумму в 111 млрд долларов.
До последнего времени миссия спасения отечественных финансов лежала на Центробанке. Еще в прошлом году ЦБ вовсю задействовал систему рефинансирования банков, позволяющую решать острые проблемы с ликвидностью. Однако этого, как видно, оказалось недостаточно. В понедельник вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на совещании у Владимира Путина заявил, что деньги «Роснанотеха» и Фонда реформирования ЖКХ будут размещены на российском рынке, причем размещены надолго. «Это долгосрочные пассивы банков или финансового сектора, они будет размещены в депозиты банков, в ценные бумаги корпоративного сектора», — подчеркнул Кудрин. Однако и это еще не все. В ход пойдут и свободные средства Казначейства, которые будут размещены в крупных российских банках. В общей сложности речь идет о 600 млрд рублей. Они добавятся к 120 млрд рублей Банка развития (ВЭБ), которые были размещены на счетах 10 крупных российских банков еще в конце прошлого года.
Справедливости ради следует отметить, что российские власти не одиноки в стремлении спасти национальную финансовую и банковскую систему путем щедрых государственных вливаний. Тем же самым занимаются власти США, Великобритании, Германии. Тем не менее, не лишним было бы оценить, какими могут быть последствия этого решения для российской экономики. Многие эксперты предупреждают о неизбежном всплеске инфляции, хотя в условиях оттока капитала государственные средства просто заменят неполученные внешние займы. Проблемы начнутся, когда ситуация на мировых финансовых рынках стабилизируется, а банки и корпорации снова получат доступ к внешнему финансированию. В этом отношении краткосрочные кредиты, которые предоставляет ЦБ банковской системе, гораздо эффективнее позволяют регулировать уровень ликвидности в экономике и контролировать инфляцию. Еще один, далеко не праздный вопрос, что произойдет, если мировой кризис продлится дольше и окажется глубже, чем прогнозируется в настоящее время.
Интересно, что львиная доля внешнего корпоративного долга, который частично будет рефинансирован за счет государственных средств, является «квазисуверенным» — обязательствами государственных «Роснефти» и Газпрома. Они-то и станут основными конечными получателями денег. Их кредитоспособность напрямую зависит от цен на нефть. Получается парадоксальная ситуация: титанические усилия, направленные на то, чтобы консолидировать нефтегазовые активы в руках государства с тем, чтобы пустить нефтедоллары на модернизацию инфраструктуры и диверсификацию экономики, привели к обратному результату. Выступая в качестве кредитора Газпрома и «Роснефти», государство начинает зависеть от колебаний мировых цен на нефть еще сильнее. Причем характерно, что в дело пошли именно средства Банка развития, «Роснанотеха» и Фонда реформирования ЖКХ, и использованы они будут далеко не по прямому назначению уже сейчас, когда цена на нефть колеблется в районе 100 долларов за баррель.