Свобода = правда
Давнее
мое желание высказаться по поводу очень неплохого фильма «День выборов»
дополнительно простимулировал уважаемый Михаил Делягин в своей статье «О пользе цензуры».
Он увидел в фильме то, что заставило его сделать Вывод: «правда выше свободы». И во многом, видимо, к рассуждениям о соотношении правды и свободы автора подвигла финальная песня «А еще просил казак правды для народа...».
Расскажу вкратце о моих ощущениях от фильма «День выборов» (повторюсь, моих и только моих ощущениях, если они не совпадают с вашими, уважаемые читатели, прошу камнями сразу не забрасывать), а затем вернусь к вопросу соотношения правды и свободы, затронутому М. Делягиным.
«День выборов» — чудесная, на мой взгляд, очень правдивая, хоть и гротескная, картина практически во всем. Кроме, простите меня, финальной сцены — облет всея Руси камерой под протяжную очень красивую казачью песню. Почему? Потому что песня «С нами Путин и Христос» (если, как говорит М. Делягин, именно она планировалась изначально на концовку фильма) была бы, ей-ей, куда уместнее в финале, поскольку довела бы до завершенного, лакированного абсурда ту картину, которая в фильме нарисована.
А именно из-за цензуры (неважно — официальной или «внутренней»), насколько я понял М. Делягина, от этой песни и отказались, сделав финал невыносимо, до отвращения пафосным и изменив весь смысл фильма. Камера стремится ввысь от одурманенных парами конопли (читай — воздухом свободы, читай — выборами), не постесняюсь этого слова, рыл и показывает панораму с постепенным наплывом на Кремль, да под такую пронзительную песню. Вот тут-то и должно стать понятно зрителю — быдло ты, и твое место в стойле. И только те, кто в Кремле — они только и могут дать народу правду. А посему — «в 2004 году выборы губернаторов в России были отменены». Неча вам, быдло, баловаться выборами. Видите, все равно ничего хорошего не выходит!
Так что там, где песня «С нами Путин и Христос!» прозвучала бы кульминацией всего абсурда нашей политической тусовки, песня о правде звучит велеречивым пафосным диссонансом. У обывателя один вывод — не нужны эти выборы никому, все это обман сплошной. (Кстати, недаром фильм шел в кинотеатрах как раз за две недели до выборов в Госдуму, на которых ЕР имела все основания опасаться за свои результаты, несмотря на Путина (правда, без Христа), нарисованного у нее тогда на знамени.)
А «День выборов» — фильм, безусловно, о свободе. О свободе, о том, какие смешные и гротескные формы эта свобода может принимать, но и о том, что все равно с ней, с этой свободой, просто легче дышится. Абсолютно легкая, непринужденная и дурашливая атмосфера в течение всего фильма сменяется напряженной, давящей серьезностью на последних кадрах. Народным эпосом, кстати, фильм от этого не стал, а вот акценты расставились совсем иначе, чем могло бы быть (выше я уже писал как). Эпическим произведение делает не надрывный искусственный пафос в самый неподходящий момент, а масштаб заявленной идеи. Так вот при гипотетической концовке с песней «С нами Путин и Христос» фильм обретал бы следующую идею: да, вот такие мы, дурацкие, и демократия у нас дурацкая. Но это наше, то, что мы выстрадали, завоевали и смогли развить. Дошли до этого — пойдем и дальше, к более цивилизованному подходу.
А вот в стенания казака, твердо обещающего «по контексту песни и видеоряда — именно своей стране: «я тебя не брошу» (М.Д.), как раз таки и не верится. Слишком много видели мы в последние годы разного рода «казаков», да как-то, по большей части, увлечены они коммерческими интересами под сладким соусом «возрождения духовности и исторических традиций», «поисков правды для Руси». Вот казаки, как они показаны в фильме — гротескны, но правдивы. А вот в то, что такой казак искренне может не бросить свою страну, если будет соответствующая мотивация — как-то не верится. Бросит, еще как бросит, да еще все интересами той же духовности и исторических традиций и объяснит.
Потому и считаю, что именно благодаря цензуре (или самоцензуре) «День выборов» получился хоть и очень интересным, забавным, но смазанно-лживым. Если М. Делягина такой лубочный духоподъемный вариант устраивает, то меня — нет. Потому что после него делать ничего не надо — все замкнулось на Красной площади, там сидят совершенномудрые, они выборы отменили, они и страну спасут. А весь фильм мог бы кричать — посмотрите, посмотрите, как мы смешны, ребята. Можно немного посмеяться над собой, смеясь, расстаться с таким прошлым, но не пора ли стать серьезнее и использовать свободу более рационально?
И вовсе не отсутствие «правды» позволяет героям фильма «безнаказанно попирать свободу». Свобода здесь не попрана. Просто такая свобода и есть правда. Да, она вот такая. Правда не обязательно, как мы знаем, красива, не обязательно нам по сердцу. Но это правда. Она же — свобода. Или наоборот — это свобода. Она же — правда. Первичность и вторичность в данном случае определить трудно.
Автор — главный редактор портала SAMRU.ru
Обсудить "Свобода = правда" на форумеОн увидел в фильме то, что заставило его сделать Вывод: «правда выше свободы». И во многом, видимо, к рассуждениям о соотношении правды и свободы автора подвигла финальная песня «А еще просил казак правды для народа...».
Расскажу вкратце о моих ощущениях от фильма «День выборов» (повторюсь, моих и только моих ощущениях, если они не совпадают с вашими, уважаемые читатели, прошу камнями сразу не забрасывать), а затем вернусь к вопросу соотношения правды и свободы, затронутому М. Делягиным.
«День выборов» — чудесная, на мой взгляд, очень правдивая, хоть и гротескная, картина практически во всем. Кроме, простите меня, финальной сцены — облет всея Руси камерой под протяжную очень красивую казачью песню. Почему? Потому что песня «С нами Путин и Христос» (если, как говорит М. Делягин, именно она планировалась изначально на концовку фильма) была бы, ей-ей, куда уместнее в финале, поскольку довела бы до завершенного, лакированного абсурда ту картину, которая в фильме нарисована.
А именно из-за цензуры (неважно — официальной или «внутренней»), насколько я понял М. Делягина, от этой песни и отказались, сделав финал невыносимо, до отвращения пафосным и изменив весь смысл фильма. Камера стремится ввысь от одурманенных парами конопли (читай — воздухом свободы, читай — выборами), не постесняюсь этого слова, рыл и показывает панораму с постепенным наплывом на Кремль, да под такую пронзительную песню. Вот тут-то и должно стать понятно зрителю — быдло ты, и твое место в стойле. И только те, кто в Кремле — они только и могут дать народу правду. А посему — «в 2004 году выборы губернаторов в России были отменены». Неча вам, быдло, баловаться выборами. Видите, все равно ничего хорошего не выходит!
Так что там, где песня «С нами Путин и Христос!» прозвучала бы кульминацией всего абсурда нашей политической тусовки, песня о правде звучит велеречивым пафосным диссонансом. У обывателя один вывод — не нужны эти выборы никому, все это обман сплошной. (Кстати, недаром фильм шел в кинотеатрах как раз за две недели до выборов в Госдуму, на которых ЕР имела все основания опасаться за свои результаты, несмотря на Путина (правда, без Христа), нарисованного у нее тогда на знамени.)
А «День выборов» — фильм, безусловно, о свободе. О свободе, о том, какие смешные и гротескные формы эта свобода может принимать, но и о том, что все равно с ней, с этой свободой, просто легче дышится. Абсолютно легкая, непринужденная и дурашливая атмосфера в течение всего фильма сменяется напряженной, давящей серьезностью на последних кадрах. Народным эпосом, кстати, фильм от этого не стал, а вот акценты расставились совсем иначе, чем могло бы быть (выше я уже писал как). Эпическим произведение делает не надрывный искусственный пафос в самый неподходящий момент, а масштаб заявленной идеи. Так вот при гипотетической концовке с песней «С нами Путин и Христос» фильм обретал бы следующую идею: да, вот такие мы, дурацкие, и демократия у нас дурацкая. Но это наше, то, что мы выстрадали, завоевали и смогли развить. Дошли до этого — пойдем и дальше, к более цивилизованному подходу.
А вот в стенания казака, твердо обещающего «по контексту песни и видеоряда — именно своей стране: «я тебя не брошу» (М.Д.), как раз таки и не верится. Слишком много видели мы в последние годы разного рода «казаков», да как-то, по большей части, увлечены они коммерческими интересами под сладким соусом «возрождения духовности и исторических традиций», «поисков правды для Руси». Вот казаки, как они показаны в фильме — гротескны, но правдивы. А вот в то, что такой казак искренне может не бросить свою страну, если будет соответствующая мотивация — как-то не верится. Бросит, еще как бросит, да еще все интересами той же духовности и исторических традиций и объяснит.
Потому и считаю, что именно благодаря цензуре (или самоцензуре) «День выборов» получился хоть и очень интересным, забавным, но смазанно-лживым. Если М. Делягина такой лубочный духоподъемный вариант устраивает, то меня — нет. Потому что после него делать ничего не надо — все замкнулось на Красной площади, там сидят совершенномудрые, они выборы отменили, они и страну спасут. А весь фильм мог бы кричать — посмотрите, посмотрите, как мы смешны, ребята. Можно немного посмеяться над собой, смеясь, расстаться с таким прошлым, но не пора ли стать серьезнее и использовать свободу более рационально?
И вовсе не отсутствие «правды» позволяет героям фильма «безнаказанно попирать свободу». Свобода здесь не попрана. Просто такая свобода и есть правда. Да, она вот такая. Правда не обязательно, как мы знаем, красива, не обязательно нам по сердцу. Но это правда. Она же — свобода. Или наоборот — это свобода. Она же — правда. Первичность и вторичность в данном случае определить трудно.
Автор — главный редактор портала SAMRU.ru