КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеМесто встречи — Киев

25 ИЮЛЯ 2008 г. АЛЕКСАНДР БУРОВ
orthodox.org ua

Один мой знакомый украинец — русский православный священник — воспитывает семерых детей: родных и приемных вместе. Это довольно сложно, так как все приемыши социальные сироты — сироты при живых родителях. Так, у одного из подопечных мальчиков кроме батюшки есть еще биологический и юридический (по документам) отцы.

Чем-то описанная семейная ситуация напоминает православную жизнь на Украине. У Украинской православной церкви (УПЦ МП — название чисто журналистское, строго говоря, такой организации нет) есть и генетический (Константинопольский патриархат) и юридический (точнее канонический — Московский патриархат) отцы. Но ощущение сиротства при общении с мирянами и клириками УПЦ не покидает ни на секунду.

Украинские власти считают УПЦ «иноземной церквой», Константинополь заигрывает с «филаретовцами» и «автокефалами», а представители Москвы нет-нет да и пройдутся отнюдь не комплиментарно по украинскому национальному самосознанию. Обидно, при том что архиерей где-нибудь в украинской глубинке уже просто не может общаться с людьми, выросшими после 80-х, на русском языке — не понимают. А то и воспринимают с недоверием, как иностранца.

А украинский язык богослужения? Только попробуй открыто выступить «за», сразу объявят раскольником. Ведь так служат «филаретовцы», которые всячески поддерживают свой бренд «национальной церквы». В то же время никто из встреченных мною священников и архиереев УПЦ не против переводов богослужения. Наиболее взвешенная и продуманная, опирающаяся на документы Поместного собора 1917-1918 годов позиция, высказанная ими, предполагает параллельное сосуществование церковнославянского и украинского (так же как и русского) языков богослужения. И есть даже отдельные примеры приходов, служащих на украинском в различных епархиях УПЦ. Но это пока скорее исключения, выхода не видно.

Отвечая на вопрос о будущем Украины, о. Игорь, в недавнем прошлом вузовский преподаватель истории, с грустью сказал, что, скорее всего, страну ждет разделение. Как в 1918-м, когда образовались УНР (Украинская Народная Республика со столицей в Киеве), Западно-Украинская (центр — Львов), Харьковская большевицкая республика и Крым. И дело не только в том, что существуют объективные предпосылки: запад традиционно тяготеет к Польше, восток к России, а юг к Турции. А когда я спросил своего знакомого, существует ли «чистый» украинский язык — без полонизмов и русизмов, — он не без иронии заметил, что, наверное, такой язык создается сейчас… с американизмами.

Беда в том, что нет сколько-нибудь влиятельной общественной силы, которая была бы заинтересована в собирании страны, предлагала бы реально объединяющие вещи. Чего стоят только положения из школьного учебника истории о том, что большевизм на Украине был принудительно введен русскими или попытки признать ветеранами Второй мировой войны — кстати выражение «Великая Отечественная война» совершенно оставлено — членов Украинской повстанческой армии, сражавшихся на стороне нацистов, и бойцов дивизии СС «Галичина». Это с одной стороны. С другой — циничное использование УПЦ Партией регионов Виктора Януковича во время предвыборной кампании, когда священникам в обязательном порядке, чуть ли не за вознаграждение, вручались агитационные листовки для распространения среди прихожан, или скандально известные заявления московского мэра о Севастополе как русском городе.

На этом фоне действия руководства УПЦ представляются вполне последовательными, логичными и продиктованными не только политическими соображениями, но и пастырской заботой о своей остро политизированной и разделенной пастве.

Не настаивая на автокефалии, утешив тем самым русскоязычную часть своих прихожан и даже выступив инициатором решения Архиерейского собора РПЦ, изложенного в определении «О единстве Церкви» (где, в частности, сказано, что «пересмотр канонического статуса Украинской Православной Церкви является неполезным для современной церковной жизни Украины»), фактически оно встало на путь самостоятельных действий. Так, в опубликованной недавно на официальном сайте УПЦ сообщении, говорится о том, что Константинопольский патриарх приезжает на Украину на празднование 1020-летия Крещения Руси по двойному приглашению — от церкви и государства. При этом, как подчеркивается в тексте сообщения, «церковное приглашение имеет для него приоритет, без него такой приезд был бы невозможен». Приглашение не персональное — все необходимые формальности соблюдены, но оно, тем не менее, открывает патриарху Варфоломею дорогу для исторического визита на Украину. Вселенский патриарх посетит Киев впервые.

orthodox.org uaОбращает на себя внимание однозначная поддержка Константинопольским патриархатом УПЦ: «представители Константинопольской Церкви подчеркнули, что Патриарх Варфоломей приезжает в гости именно к Украинской Православной Церкви и признает в качестве Предстоятеля местной Православной Церкви исключительно Блаженнейшего Митрополита Киевского и всей Украины Владимира. Поэтому во всех мероприятиях, которые предусмотрены программой празднований, в том числе государственных, Константинопольский Патриарх Варфоломей будет принимать участие совместно с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. По этой же причине представители Константинопольского Патриархата во время своего пребывания на Украине неоднократно подчеркивали, что в тех мероприятиях, где будет принимать участие Патриарх Варфоломей вместе с митрополитом Владимиром, полностью должно исключаться участие «иерархов» из раскольнических групп».

Такая поддержка Вселенского патриарха, безусловно, должна способствовать упрочению положения УПЦ не только в отношении государства и «раскольнических групп» (то есть все тех же «филаретовцев» и «автокефалов»), но и укреплению ее самостоятельности по отношению к Московскому патриархату.

В то же время сам факт сослужения константинопольского и московского патриархов имеет большое значение для поддержания всеправославного единства. Ведь это случается крайне редко. Последний раз, кажется, на 2000-летие Рождества Христова. То, что местом такого события по инициативе УПЦ стал именно Киев, можно отнести к достижениям украинской церковной дипломатии. Нельзя согласиться с теми, кто видит в главенстве на совместном богослужении патриарха Варфоломея унижение патриарха Алексия II. Это обычный порядок в таких случаях. Согласно диптиху (списку) глав поместных церквей, Вселенский патриарх является первым среди равных.

Таким образом, веками уязвимое промежуточное положение Украины — между Западом и Востоком, Севером и Югом — блестяще обращено в преимущество. Киев становится местом встречи лидеров мирового православия. Возможно, в этой заботе о межправославном диалоге проявится одна из отличительных характеристик уверенно обретающей свое место в содружестве поместных православных церквей Украинской православной церкви. Хотя сейчас это звучит несколько парадоксально, но, может быть, именно православной Украине принадлежит важная роль в преодолении противоречий между Вторым и Третьим Римом, греческим и славянским православием?

P.S. Когда этот текст был уже готов, пришло известие о том, что к началу празднования по Киеву развешены баннеры с портретами Вселенского патриарха и президента Украины вместе. Одновременно, согласно той же информации размещение баннеров с портретами Московского патриарха запрещено властями.
Как это можно прокомментировать? Г-ну В.А. Ющенко, вероятно, не дают покоя лавры победителя церковного раскола его прежнего российского коллеги. Но такая явная, если не сказать грубая, демонстрация своих церковно-политических предпочтений, как в случае с баннерами, вряд ли способствует достижению предполагаемой цели. Банально, но церковная сфера крайне деликатна и такие методы в ней контрпродуктивны. Однако действия государственной власти не отменяют церковного значения празднуемого события и факта совместного участия в нем Вселенского и Московского патриархов.

 

Обсудить "Место встречи — Киев" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Шедевр церковной дипломатии, или старая мина // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Операция «Святой Владимир» // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Прямая речь //
В СМИ //
В блогах //
Патриарх Кирилл. Миротворец под сомнением // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Конкурирующие братья // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН